Исследование ученых из Института технологий Стивенса показало, что наибольший ущерб моральному духу и продуктивности сотрудников наносит не только злоупотребление властью, но и непредсказуемые перепады в поведении руководителей. Боссы, которые чередуют агрессивное и этичное поведение, оказываются более токсичными для подчиненных, чем те, кто стабильно ведет себя неподобающе.
Работа включила в себя опросы и полевые эксперименты с участием более 650 сотрудников из США и Европы. Результаты показали, что сотрудники, столкнувшиеся с непредсказуемыми в своем поведении руководителями, испытывали более сильное эмоциональное истощение и снижение мотивации, чем подчиненные боссов, которые стабильно ведут себя как абьюзеры.
«Мы знаем, что агрессивное руководство негативно сказывается на сотрудниках. Но теперь мы видим, что колебания между плохим и хорошим поведением еще хуже. Попытка загладить вину за прошлую агрессию часто только усиливает ее негативное влияние», — поясняет ведущий автор исследования доктор Хаоинг Сюй, профессор управления из Школы бизнеса Института Стивенса.
Руководитель, который чередует грубость и дружелюбие, создает у подчиненных чувство постоянной неопределенности. Это заставляет сотрудников гадать, «какой начальник» появится сегодня, что приводит к эмоциональному выгоранию и снижению продуктивности.
Особенно негативный эффект наблюдается, если волатильное поведение проявляется не только у непосредственного руководителя, но и у его начальника. В таких случаях подрывается вера в компетентность всей управленческой цепочки.
«Сотрудники внимательно следят за отношениями между своим начальником и его вышестоящими руководителями. Если такие отношения нестабильны, это влияет на всю команду», — отмечает доктор Сюй.
Исследование поднимает важный вопрос: высший менеджмент компаний, как правило, вмешивается, если руководитель систематически злоупотребляет властью, но закрывают глаза на эпизодические вспышки агрессии. Между тем, «эпизодический абьюз» может быть гораздо более токсичным, чем постоянное негативное поведение.
Для предотвращения подобных ситуаций доктор Сюй рекомендует компаниям прислушиваться к жалобам сотрудников и принимать их всерьез, а также привлекать руководителей к ответственности за любые проявления агрессии, даже эпизодические. Кроме того, эксперт советует обучать менеджеров приемам управления гневом и самоконтроля, так как переменчивость в поведении часто связана с импульсивностью.
В будущем специалисты планируют изучить, как волатильное поведение руководителей влияет на командную динамику и индивидуальное поведение сотрудников. Есть предположение, что эпизодические вспышки агрессии могут быть заразительными и провоцировать эмоциональную нестабильность у подчиненных. Это подтверждается данными прошлых работ, которые указывают на то, что сотрудники могут чаще копировать негативные стороны поведения руководителя, чем положительные.
«Если это подтвердится, то станет еще одной серьезной причиной для организаций внимательно следить за таким поведением», — предупреждает доктор Сюй.
Исследование подчеркивает, что токсичное поведение на рабочем месте — это не только открытая агрессия, но и непредсказуемость. Компании, стремящиеся сохранить продуктивность и моральный дух сотрудников, должны уделять особое внимание руководителям с волатильным стилем поведения.
Ранее ученые рассказали, какие поощрения «убивают» мотивацию фрилансера.