Перенесенный стресс зачастую заставляет людей избегать ситуаций, связанных с неприятными воспоминаниями. Например, после ожога пальца о горячую сковороду человек может начать избегать не только сковородки, но и кухню в целом. Это явление — обобщенный страх — характерно для людей с ПТСР.
Ученые под руководством Шины Джосслин из госпиталя SickKids в Торонто в ходе эксперимента с участием лабораторных мышей исследовали, как стресс влияет на процесс формирования воспоминаний в мозге. Особое внимание они уделили миндалевидному телу — области мозга, отвечающей за эмоции и стрессовые реакции.
Исследование состояло из трех этапов. На первом часть мышей подвергали стрессу, вводя гормон кортикостерон (у крыс этот гормон является аналогом «гормона стресса» кортизола у человека) или сажая животное в узкую трубку на 30 минут. Это повышало уровень гормона в крови. Затем всех животных — и тех, что перенесли стресс, и тех, которые ему не подвергались — помещали в камеру, где проигрывался нейтральный звук, а затем другой звук, сопровождающийся легким ударом тока по лапкам.
После этого мышей переносили в новое место и снова включали два звука. Мыши, не переносившие стресс, замирали только при воспоминании о неприятном звуке. Перенесшие стресс животные реагировали на оба звука, не различая безопасные и опасные события.
Исследователи изучили активность мозга мышей и обнаружили, что у животных в стрессе формируются более крупные группы нейронов при запоминании событий. У здоровых мышей эти группы активировались только при воспоминании о негативном событии, тогда как у перенесших стресс они срабатывали и на нейтральные стимулы.
Это связано с работой гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая в норме ограничивает активность нейронов. Под воздействием стресса выделяются эндоканнабиноиды, которые подавляют ГАМК, позволяя большему числу нейронов участвовать в формировании воспоминания. «Это как если бы в элитный ночной клуб впустили всех подряд», — образно поясняет Джосслин.
Ученые нашли способ обратного воздействия на мозг перенесших стресс мышей, применив два препарата. Один из них блокирует рецепторы кортикостерона, а другой — снижает выработку эндоканнабиноидов, помогающих организму справляться со стрессам. Эти средства помогли мышам восстанавливать воспоминания так, как это делают здоровые животные.
Однако для применения таких препаратов у людей есть ограничения. Лекарства эффективны только в момент формирования памяти, а их побочные эффекты выходят за пределы воздействия на мозг.
Теперь команда Джосслин изучает, можно ли изменить уже сформированные нейронные группы или найти другие способы нейтрализации последствий стресса. Это открытие обещает помочь в лечении ПТСР и тревожных расстройств, а также углубить понимание того, как стресс влияет на память и эмоции.
Ранее ученые выяснили, какой бонус получил наш мозг в ходе эволюции.