Робототехническая компания Itone и строительная фирма Posco E&C выпустили робота на колесах, который намеренно прорезает бетонное покрытие. Такие повреждения, как ни парадоксально, повышают прочность будущих сооружений и сокращают строительные затраты, пишет New Atlas.
Если свежий бетон заливается одним слишком толстым слоем, по мере высыхания и усадки в нем образуются трещины. Чтобы этого избежать, материал укладывают послойно, чтобы каждая часть успевала затвердеть. У этого подхода есть минус: пласты могут легко сместиться относительно друг друга даже при небольших нагрузках.
По этой причине массу заливают вокруг вертикально ориентированных стальных стержней арматуры. Они проходят через все слои, от верхнего до нижнего, повышая прочность конструкции на сдвиг. Тем не менее арматура стоит денег и добавляет вес. Поэтому рабочие нередко вручную создают канавки на поверхности каждой прослойки, пока смесь остается влажной. Это увеличивает площадь сцепления между ними. Экономия от сокращения расхода арматуры частично нивелируется дополнительными рабочими часами, необходимыми для добавления пазов. Решением этой проблемы может стать Conit Runner.
Устройство автономно передвигается по мокрым бетонным поверхностям со скоростью до 16 км/ч, оставляя при этом ряды канавок с помощью двух своих 381 мм колес. Робот избегает препятствий благодаря целому комплексу сенсоров: лидар, ультразвуковые датчики, камеры и инерциальный измерительный блок (IMU). Датчик твердости позволяет ему оценить, достаточно ли прочен бетон для его веса (10 кг) и мягок для создания прорезей глубиной не менее 6 мм. Интегрированный механизм предотвращает засорение колес.
По данным разработчиков, использование бота сокращает потребность в арматуре до 30% и ускоряет время строительства на целых 85%, что соответствует производительности труда восьми рабочих.
Ранее был создан бетон из графена. Он позволит уменьшить углеродный след на треть.