Когда мы читаем что-либо, будь то книги или статьи, то не делаем акцент на словах или числах, во всяком случае осознанно. Однако чтение слов и чтение чисел задействуют разные области мозга. Слова обрабатываются в основном в языковых центрах, где знакомые слова интерпретируются с использованием фонетических и семантических подсказок. Числа, напротив, требуют дополнительной обработки, связанной с пониманием их количественного значения.
Все это делает чтение чисел более сложным, особенно при длинных или нестандартных числовых последовательностях, поскольку мозг должен одновременно удерживать информацию в рабочей памяти и интерпретировать символическое значение цифр.
В исследовании, которое провели специалисты Университета Лозанны, приняли участие 36 студентов факультета психологии, средний возраст которых составлял 21 год. Все участники были носителями французского языка и обладали нормальным или скорректированным до нормального зрением. В рамках эксперимента им предлагалось прочитать 96 различных текстовых и числовых элементов. В этот список вошли короткие и длинные числа с разделителями и без них, короткие и длинные слова, а также псевдослова – сочетания букв, которые соответствуют грамматическим и фонетическим правилам французского языка, но не имеют смысла.
Процесс чтения отслеживали с использованием оборудования для регистрации движений глаз, которое оценивало количество фиксаций взгляда, амплитуду и частоту саккад — быстрых движений глаз между точками фиксации.
Результаты эксперимента показали, что участники были в целом точны, допуская лишь небольшое количество ошибок. Однако длинные числа без разделителей вызвали заметные трудности.
При чтении коротких чисел фиксировалось в 2,5 раза больше задержек взгляда, чем при чтении коротких слов. В случае длинных чисел участники совершали в 7 раз больше фиксаций, чем при чтении длинных слов. Кроме того, при чтении коротких чисел глаза перемещались между точками фиксации в 3 раза чаще, чем при чтении коротких слов, а при чтении длинных чисел частота этих перемещений возрастала в 9 раз. Длительность фиксации также варьировалась: при чтении длинных чисел взгляд задерживался на одной точке дольше – в среднем до 300 миллисекунд, чем при чтении длинных слов (250 миллисекунд).
Специалисты пришли к выводу, что чтение чисел, особенно длинных, требует больше умственных усилий из-за последовательной обработки информации. Этот процесс включает перевод чисел в их устную форму, что даже опытные читатели не могут делать, что называется, на автомате. Полученные результаты требуют дальнейших исследований, так как эксперимент проводился на небольшой группе студентов и может иметь определенные ограничения.
В будущем ученые планируют расширить выборку и включить в нее представителей разных возрастных и демографических групп, чтобы изучить, как различия в чтении чисел и слов проявляются в более широких популяциях.
Результаты эксперимента открывают новые возможности для понимания когнитивных процессов, лежащих в основе чтения чисел, и могут быть полезны для разработки образовательных и диагностических методов, направленных на улучшение навыков чтения и работы с числами.
Ранее ученые рассказали, помогает ли музыка лучше работать.