Новое исследование показало, что человекообразные обезьяны следят за событиями, используя когнитивные механизмы, схожие с человеческими. Ученые из Университета Невшателя в Швейцарии во главе с Ванессой Уилсон доказали, что приматы способны выделять причинно-следственные связи в окружающем мире, что ранее считалось исключительной особенностью людей.
Когда человек смотрит как, например, кошка гонится за мышью, его взгляд попеременно фокусируется на обоих участниках действия: как на кошке, которая в данном случае является субъектом, так и на объекте — мыши. Этот механизм лежит в основе не только восприятия событий, но и формирования языка, определяя, как мы структурируем мысли и речь. Чтобы проверить, способны ли приматы различать такие роли в событиях, специалисты показали 14 взрослым людям, 29 младенцам в возрасте полугода, а также 9 обезьянам (шимпанзе, гориллам и орангутанам) 84 коротких видеоролика.
Результаты исследования продемонстрировали, что и люди, и приматы уделяют наибольшее внимание участникам событий — субъектам и объектам — по сравнению с фоном. При этом их взгляд часто переключается между этими двумя объектами. Особенно заметна была концентрация внимания на субъектах в тех видео, где действия были связаны с едой. Хотя поведение обезьян и взрослых людей было схожим, приматы чаще, чем люди, обращали внимание на фоновые детали. Младенцы, напротив, почти полностью фокусировались на фоне, что указывает на постепенное развитие этой способности у человека.
Эти наблюдения позволяют предположить, что когнитивная способность разделять роли в событиях существовала задолго до появления языка. Это значит, что механизм разложения событий на агента и пациента не является уникальным для людей, а представляет собой общий спектр между людьми и другими человекообразными обезьянами.
Авторы работы подчеркивают, что их выводы поддерживают гипотезу о существовании общего когнитивного механизма между людьми и приматами. Однако остается открытым вопрос, почему, обладая этой способностью, обезьяны не развили язык, схожий с человеческим. Дальнейшие исследования помогут глубже понять, каким образом люди перешли от простого восприятия событий к языковому выражению.
«Наши данные показывают, что человекообразные обезьяны, как и взрослые люди, способны разбирать причинные действия на роли субъекта и объекта — это ключевая способность для формирования языка», — отметили авторы. — «Это открытие подтверждает существование общей когнитивной основы между людьми и приматами, возникшей задолго до появления языка».
Ранее ученые выяснили, что помогает шимпанзе осваивать новые навыки.