Большинство современных самолетов в своей навигации опираются на GPS, но эта технология далеко не безошибочна. Именно поэтому австралийская компания Advanced Navigation и европейский производитель ракет MBDA представили альтернативную систему, которая «считывает отпечатки пальцев» местности при помощи нейроморфных или событийных камер, установленных снизу летательного аппарата.
Проблема системы GPS в необходимости засекать как минимум четыре спутника одновременно, чтобы определить точное местоположение. Однако это не всегда возможно из-за атмосферных условий или намеренного глушения сигнала третьими лицами. Новая технология опирается на совсем другое решение — на нейроморфную камеру, которая считывает блики на местности внизу и по ним определяет локацию.
Происходит это, кстати, при помощи всемирной базы «отпечатков местности», расположенной прямо на бортовом компьютере летательного аппарата. Она пополняется за счет агентств NASA, NOAA и Google Earth и состоит только из базовой информации о свете и темноте, что позволяет свести к минимуму требуемые объем памяти и вычислительную мощность. Система настолько проста, что даже не использует искусственный интеллект.
Если происходит ситуация, когда бортовая камера не может получить данные — например, при пролете над морями или густыми облаками — инерциальная навигационная система самолета временно берет управление на себя. За счет датчиков движения она определяет текущее местоположение относительно последнего подтвержденного «отпечатка». Однако длительные путешествия над океанами все еще являются сложной задачей.
Интересный факт: недавно технологию LIDAR применили для изучения инверсионных следов — тех самых полос, которые самолеты оставляют на небе. И ученые смогли сделать сразу несколько удивительных открытий.