Ученые Университета Юты обнаружили, что снижение количества зеленых насаждений в городе оказывает ощутимое влияние на образовательные результаты школьников, особенно из семей с низким доходом. Исследование профессора экономики Альберто Гарсии сосредоточилось на последствиях исчезновения ясеней в районе Чикаго после появления инвазивного жука — изумрудной узкотелой златки. Это насекомое за десятилетие уничтожило миллионы деревьев, став причиной экологических и социальных изменений, которые ранее оставались в тени.
Ясень был одной из наиболее распространенных пород деревьев в Чикаго, составляя около 18% всех городских насаждений. Однако между 2010 и 2020 годами, согласно данным дендрария Мортон, половина деревьев этого вида погибла, а остальная часть была существенно повреждена. Чтобы понять, как это сказалось на учениках, исследователи проанализировали данные стандартных тестов, которые проходили школьники с 3-го по 8-й классы в период с 2003 по 2012 год.
Результаты оказались тревожными: в районах, пострадавших от нашествия златки, успеваемость снизилась по сравнению с районами, где деревья не были утрачены. Как отметил профессор Гарсия, снижение составило в среднем 1,22% доли учащихся, соответствующих или превышающих установленные образовательные стандарты. Хотя цифра кажется небольшой, она имеет серьезные последствия при учете всей численности учеников.
Особенно интересно, что исследование выявило социальные нюансы этого явления. В школах, расположенных в районах с низким доходом, влияние златки было менее заметным, так как там изначально меньше деревьев. Однако ученики из малообеспеченных семей, посещающие школы в более богатых районах, испытывали больший негативный эффект от утраты зеленых насаждений, чем их более обеспеченные одноклассники.
Гарсия предполагает, что потеря деревьев ухудшает микроклимат, усиливает эффект городских «тепловых островов» и повышает уровень загрязнения воздуха, что, в свою очередь, снижает психологическое и физическое благополучие детей. Ученики из семей с низким доходом чаще остаются дольше на улице или в школьной среде, из-за чего ухудшающиеся условия влияют на них сильнее, в то время как дети из более обеспеченных семей могут легче справляться с этими изменениями благодаря климатическому контролю в домах или менее длительному пребыванию на улице.
Исследование также подчеркивает, что деревья играют важную роль в формировании условий, способствующих лучшему обучению. Ранее уже было установлено, что в районах с большим количеством деревьев ученики показывают более высокие результаты тестирования. Однако работа Гарсии стала одной из первых, которая с использованием «естественного эксперимента» связала потерю зеленых насаждений с реальными изменениями в образовательных достижениях.
Для анализа данных команда объединила спутниковые снимки, данные о заражении златкой и результаты тестов. Это стало возможным благодаря совпадению временного периода появления златки с годами, когда в Иллинойсе проводилось единое тестирование во всех школах.
Эти результаты поднимают вопросы экологической справедливости. Потеря деревьев, как показывает исследование, несет диспропорциональный вред уязвимым группам населения. Ученики из малообеспеченных семей страдают больше всего, даже если их школы расположены в более благополучных районах.
«Речь идет не только о доступе к природным благам, — подчеркивает Гарсия. — Важно понимать, как их утрата усиливает неравенство, которое затрагивает ключевые аспекты жизни, такие как образование».
Исследование подчеркивает значимость инициатив по городскому озеленению и борьбе с инвазивными видами. Работа Гарсии и его коллег открывает новые перспективы для изучения того, как изменения экосистемы влияют на жизнь людей в городах, где подобные неравенства наиболее заметны.
Ранее ученые выяснили, сколько деревьев нужно, чтобы охладить город.