Содержащие псилоцибин «волшебные грибы» (англ. magic mushrooms) стремительно набирают популярность, создавая эффект «психоделического Ренессанса». Люди активно интересуются их пользой для психического здоровья. Но эксперты предупреждают, что постоянное употребление псилоцибина ради развлечения или сомнительной профилактики может принести больше вреда, чем пользы. Это касается даже микродозинга псилоцибина, который адепты психоделики рекламируют как совершенно безопасный.
Испытания псилоцибина в качестве новаторского метода лечения психических расстройств привели к появлению множества психоделических компаний и ретритов в странах, где они разрешены законом. В Великобритании препарат относится к классу А, и поклонники «волшебных грибов» вынуждены покупать их на черном рынке.
Последние данные Управления национальной статистики показывают, что псилоцибин был единственным запрещенным психоактивным веществом (ПАВ), популярность которого выросла в 2024 году на 37,5% и достигла 1,1% среди людей в возрасте от 16 до 59 лет. Это составляет около 300 000 человек и делает этот препарат почти таким же популярным, как экстази.
Эксперты заявили, что, хотя клинические испытания показали многообещающие результаты, новые данные свидетельствуют о том, что люди, принимающие псилоцибин без контроля врача, могут нанести себе серьезный вред. В числе побочных эффектов тревожность, бессонница, длительные зрительные нарушения, чувство деперсонализации и даже травмы.
По словам экспертов, врачам общей практики, психиатрам и психотерапевтам не хватает знаний для лечения этого вида зависимости, и иногда они ошибочно диагностируют у пациентов психоз или манию.
Джулс Эванс, директор академического исследовательского проекта «Сложный психоделический опыт», целью которого является улучшение мониторинга побочных эффектов, опросил людей, «переживших ужасные кризисы, которые говорят, что не осознавали, что могут испытывать серьезные трудности в течение нескольких дней, недель, месяцев или лет после этого». В числе опрошенных были те, кого пришлось госпитализировать после обсуждения мистических переживаний с психиатром.
«Люди оказывались повторно и незаслуженно травмированы тяжелым психоделическим опытом», — считает эксперт.
По его словам, стресс может усугубляться психоделическими тренерами, у которых люди ищут поддержки. «У них определенное догматическое мировоззрение, согласно которому психоделики — это мудрые доброжелательные сущности, которые всегда знают, что для вас хорошо, — прислушайтесь к грибам, прислушайтесь к маме-аяхуаске».
Хотя трудно достоверно установить, как часто люди сталкиваются с негативными последствиями употребления психоделиков, недавнее исследование показало, что 8,9% респондентов, которые регулярно употребляли психоделики в течение жизни, сталкивались с нарушениями здоровья и психики, которые длились дольше одного дня.
Эд Придо, испытавший на себе побочные эффекты приема ПАВ, спустя годы все еще видит «странные блики», плавящиеся обои и другие оптические иллюзии. Он сказал, что «практически каждый» в психоделическом сообществе хотя бы раз сталкивался с подобным опытом.
В середине XX века, когда психоделики были популярны, о них ходили мифы. Так, известна история о том, как пилот из США Джозеф Эмерсон, будучи пассажиром, попытался заглушить двигатели пассажирского самолета во время полета через два дня после употребления волшебных грибов. Придо считает, что подобные инциденты нуждаются в исследовании и проверке.
В Европе есть четыре клиники, предлагающие специализированную помощь адептам психоделиков. Самая известная из них — Ambulanz psychedelische Substanzen, амбулаторная психоделическая клиника при университетской больнице Шарите в Берлине, которая предлагает онлайн-консультации для иностранных пациентов.
Томислав Маич, психиатр, создал клинику в 2018 году, заметив, что у людей был негативный опыт общения с врачами, которые не были знакомы с «особыми эффектами, рисками и осложнениями психоделиков». По его словам, большинство пациентов используют их в качестве «самолечения при проблемах с психическим здоровьем» и нуждаются в психологической поддержке, хотя некоторым требуется реальная психиатрическая помощь.
«Количество проблем, связанных с псилоцибином и другими классическими психоделиками, увеличилось, скорее всего, из-за растущей популярности и зачастую чрезмерного восхваления этих веществ в СМИ, а в некоторых случаях и в научных кругах. По статистике, в некоторых странах увеличилось количество обращений в отделения неотложной помощи, связанных с психоделиками», — сказал он.
Клиника психоделических переживаний недавно стала первой специализированной службой в Великобритании. Ее основатель, Тимми Дэвис, директор по психоделической политике в Центре научно обоснованной политики в отношении наркотиков, во время работы над клиническими испытаниями заметил, что «после испытаний не оказывается медицинская помощь» и что потребители рекреационных наркотиков ищут не стигматизирующую поддержку.
«Некоторые люди рассматривают психоделики как способ справиться с душевными расстройствами, которые они не до конца понимают. Они читают такие книги, как «Тело помнит все», узнают о позабытых душевных травмах и в итоге думают, что причиной их страданий является травмирующий опыт из детства. Это довольно наивное представление о психическом здоровье, и они ищут ретриты в Коста-Рике или на Ямайке, где встречаются с наставниками, у которых такие же наивные представления».
Дэвид Эрритсо, доцент кафедры психоделических исследований в Имперском колледже Лондона, сказал, что «ахиллесовой пятой» психоделиков является то, что переживания могут быть похожими на сон и казаться очень реальными, отчасти потому, что препараты усиливают внушаемость. Люди могут поверить, что у них пробудилась «скрытая память», и ошибочно решить, что они должны использовать ее, чтобы «понять себя, свои отношения и трудности».
«Нам нужно больше стратегий для информирования людей об этих явлениях и оказания поддержки, когда это происходит», — сказал он, добавив, что тот факт, что рекреационное употребление сейчас «чрезвычайно популярно», говорит о том, что медицинские работники недостаточно информированы о способах помощи людям, зависимым от психоделиков.
Псилоцибин относительно безопасен с точки зрения физиологии. Наиболее распространенными побочными эффектами являются головная боль и тошнота. Однако, по мнению Эрритсо, «может быть много сложностей психологического характера, связанных с межличностными отношениями, неприятными фактами в биографии, с глубинными переживаниями — со всем, что сидит в сознании подспудно и может вызывать тревогу или страх».
По его словам, основными факторами риска при употреблении псилоцибина являются молодость, высокий уровень невротизма, неосведомленность и сомнительные контакты.
Эрритсо сказал, что вокруг псилоцибина была искусственно создана бесполезная шумиха. Но он достаточно оптимистичен в отношении терапевтического потенциала псилоцибина и небольшого риска побочных эффектов в клинических испытаниях, особенно при микродозинге. В клининге проводится всесторонний скрининг участников исследований и проявляется осторожность при назначении и выборе дозировки.
Прежде чем псилоцибин можно будет широко использовать в медицинских целях, нужно собрать больше данных. Но если регулирующие органы будут удовлетворены безопасностью и эффективностью псилоцибина, то, по мнению Эрритсо, через три года он может стать в Великобритании таким же распространенным как кетамин.
Для справки. Псилоцибин — природный психотропный алкалоид из ряда триптаминов. В наибольшем количестве содержат псилоцибин грибы из рода Psilocybe (отсюда и название вещества), однако он есть и в других грибах семейства Строфариевых. В России псилоцибин и родственный ему псилоцин относятся к первой группе наркотических веществ, оборот которых запрещен. Также запрещена продажа псилоцибина в США и Великобритании. Однако в ряде стран этот препарат имеет двусмысленный правовой статус и продается в интернет-магазинах и аптеках.
Недавно в Южной Африке микологи нашли неизвестный ранее вид волшебного гриба.