Археологи из Университета Пенсильвании совместно с иракскими коллегами провели раскопки в Нимруде — это город на севере Ирака. Там им удалось найти хорошо сохранившиеся артефакты, которые остались на месте большого ассирийского храма Нинурта, сожженного около 2600 лет назад.
Нимруд был столицей неоассирийского государства при царе Ашшурнасирпале II. Раньше он назывался Калху, а в Библии город известен как Калах. Это важнейший с точки зрения сохранения истории древнейшей цивилизации объект. Храм Нинурта построили в честь ассирийского бога войны и сельского хозяйства. Считается, что пожар, разрушивший его, произошел примерно в 613 году до нашей эры. Парадоксально, но он уберег некоторые артефакты от разграбления, потому что они оказались под руинами.
Во время новой серии раскопок ученые обнаружили два интересных элемента. Один из них представляет собой массивный каменный пьедестал, который служил платформой для большой статуи какого-то бога. На нем нанесены клинописные послания от царя Ашшурнасирпала II. Еще один помост нашли в зале поменьше. Также археологи наткнулись на фрагменты статуй неопознанных божеств, разрушенных при захвате храма. Как сообщается, его сожгли захватчики из Вавилона, который располагался южнее, и Мидии, которая находилась восточнее. Все указывает на то, что сооружение предварительно разграбили и намеренно разрушили, прежде чем поджечь.
Находки демонстрируют ключевую роль храма Нинурта в религиозной и культурной жизни столицы Ассирии. Даже после разграбления и пожара видна его величественность. А новые артефакты показывают, насколько масштабными внутри были конструкции. Археологи пытаются восстановить представление об отношениях между ассирийскими богами и их восприятие местным населением. С этой точки зрения культовое сооружение оказалось привлекательным для исследователей.
Также ученые получили некоторые сведения об особенностях строительства в то время. Например, найдены элементы из древесины кедра, привезенной с Ливанских гор. А плита с клинописным посланием от царя содержит указ о назначении наместника в один из регионов Ассирии. Причем в конце приводится длинный список проклятий для любого, кто нарушит указ, повредит плиту или уберет ее из храма.
Кроме того, археологи нашли сразу несколько табличек, рассказывающих подробности об экономической жизни храма. Там есть опись имущества, указания о денежных расчетах. Есть надписи и на ассирийском, и на арамейском языках.
Среди других предметов ученые выделяют каменную чашу, вмонтированную в пол святилища. Она служила для религиозных церемоний. Нашли там и часть скульптуры грифона, и изделия из слоновой кости, и различные ювелирные украшения. Все это подчеркивает богатство и размах Ассирийской империи.
Ранее мы рассказывали, что археологи наши детские игрушки бронзового века.