
«Дети осваивают родной язык в процессе взаимодействия с окружающим миром, — объясняет автор исследования Катрин Бельс. — Они экспериментируют с речью, пытаются интерпретировать намерения собеседников и постепенно усваивают языковые конструкции. Этот процесс, основанный на взаимодействии и осмысленном контексте, является фундаментом человеческого языкового восприятия».
Современные крупные языковые модели, такие как ChatGPT, обучаются совершенно иначе. Они анализируют огромные массивы текста, выявляют статистические закономерности и генерируют тексты, которые часто невозможно отличить от написанных человеком. Это делает их мощными инструментами, но также приводит к серьезным ограничениям. Они подвержены «галлюцинациям» (т. е. генерации неправдоподобных или ложных фактов), часто сталкиваются с проблемами логического рассуждения и требуют огромных вычислительных ресурсов для работы.

Авторы исследования предлагают альтернативный подход: нейросети должны учить язык так же, как это делают люди, — через активное взаимодействие с окружающей средой. В серии экспериментов ученые показали, что таким образом модели ИИ могут развивать языковые конструкции, напрямую связанные с их сенсорным восприятием и физическим миром. Это ведет к появлению моделей, которые:
- реже сталкиваются с галлюцинациями и когнитивными искажениями, так как их понимание языка основано на реальном опыте;
- работают более эффективно с точки зрения потребления данных и энергии, что снижает их экологический след;
- глубже воспринимают смысл и контекст, что делает их языковое поведение более похожим на человеческое.
По мнению исследователей, интеграция коммуникативного взаимодействия в архитектуру языковых моделей — это следующий шаг в развитии ИИ. Их работа открывает новые перспективы в создании технологий обработки языка, которые будут не просто подражать человеку, но и действительно понимать язык в его естественном контексте.
Ранее стало известно, что ученые пытаются заставить ИИ страдать.