
Марика Шмидт и ее международная исследовательская группа поделились выводами о критическом периоде эволюционной истории Красной планеты. Профессор и заведующий кафедрой наук о Земле Университета Брока принимала участие в миссии марсохода НАСА Perseverance, и занималась анализом древних пород, найденных в кратере Джезеро на Марсе. Одной из основных целей миссии является поиск признаков древней микробной жизни на Марсе. Магматические породы и реголит, исследованные в этом районе, позволили получить представление о более раннем периоде истории планеты, который еще ждет детального изучения.
Она является одним из исследователей в команде Planetary Instrument for X-Ray Lithochemistry (PIXL). Рентгенофлуоресцентный спектрометр PIXL был использован для определения мелкомасштабного элементного состава материалов марсианской поверхности. Он позволил ученым дистанционно погрузиться глубоко в горные породы и исследовать, как они образовались и из чего состоят.

«Масштаб научных исследований был невероятным: на сегодняшний день это самое полное исследование образцов, которые ждут доставки с Марса», — рассказывает Марика Шмидт. «Теперь мы знаем химический состав минералов и понимаем их текстуру. Далее нужно понять, как образовались горные породы в процессе подъема магмы сквозь марсианскую кору, ее кристаллизации и дальнейшей эволюции химического состава».
В статье также выдвигается ряд гипотез, которые могут послужить руководством для последующих исследований, когда через несколько лет образцы будут доставлены на Землю. В настоящее время НАСА разрабатывает планы по проведению этого исследования совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА).
Таня Кизовски, соавтор статьи и младший куратор отдела минералогии Королевского музея в Онтарио, говорит, что все марсианские образцы, изученные на Земле до сих пор, были метеоритами. Большинству марсианских метеоритов менее 500 миллионов лет — относительно молодой возраст по сравнению историей Марса, насчитывающей 4,5 миллиарда лет. Образцам же из кратера Езеро, как полагают ученые, по меньшей мере 3,5 миллиарда лет.
«Марс очень хорошо сохранился с точки зрения ранней истории Солнечной системы, поэтому возможность взглянуть на породы такого возраста — особенно когда они будут доставлены на Землю — поможет нам узнать об истории всех планет Земной группы в период, когда на Земле и, возможно, на Марсе зародилась жизнь. Мы сможем достаточно точно установить дату кристаллизации магматических пород, когда образцы прилетят на Землю. Мы не можем этого сделать, пока горная порода находится на Марсе, но рано или поздно они должны попасть в лабораторию», — говорит Кизовски.

Марика Шмидт предполагает, что образцы относятся к уникальному периоду в истории Марса, когда в недрах и на поверхности планеты происходили нешуточные катаклизмы.
«В современном вулканизме Марса ярко выражены так называемые горячие точки — похожие на земные Гавайи или Исландию. Это глубоко залегающий источник магмы, которая по узкому длинному каналу вырывается на поверхность». Но компьютерное моделирование показало, что на ранних этапах истории планеты марсианская кора была массово покрыта вулканами, они не обязательно ограничивались горячими точками. Именно в это «огненное» время и сформировались добытые породы.
«Доставка образцов с Марса пока находится в стадии инженерных изысканий. Доставить с орбиты другой планеты груз размером с баскетбольный мяч —задача не из легких. Возможно, нам придется ждать десятилетие или даже больше», — говорит Шмидт.

В то время как Шмидт и ее коллеги терпеливо ожидают возможности в один прекрасный день проанализировать марсианские породы на Земле, марсоход Perseveramce («Упорство») неторопливо и упрямо пересекает испещренную загадочными узорами Красную планету и собирает образцы грунта в новых местах.