
Исследование, проведенное учеными из 20 стран, показало, что маленькие дети проводят перед экранами больше времени, чем рекомендуется. Телевизор и смартфоны оказались самыми популярными устройствами. Длительное экранное время негативно влияло на развитие речи, а чтение книг и совместный просмотр с родителями, наоборот, способствовали развитию языковых навыков. Об этом сообщает MedicalXpress.
Дети стали чаще «залипать» в экраны, особенно после пандемии COVID-19. Предыдущие исследования показали, что это связано с проблемами в развитии речи, эмоциональной сферы и умения контролировать себя. Педиатры не советуют давать экраны малышам до двух лет, а ребятам постарше разрешают пользоваться ими совсем немного и под присмотром взрослых.
Ученые проанализировали данные о 1878 малышей от года до четырех лет, проживающих в странах Латинской Америки. Исследование проводилось с августа 2021 года по март 2023 года. Родители заполняли анкеты, в которых рассказывали, сколько времени их ребенок сидит перед экранами, как часто они смотрят что-то вместе, читает ли он или она книги, хорошо ли говорит и что уже умеет делать. Социально-экономический статус определялся на основе доступа семьи к основным ресурсам, уровня образования родителей и их профессий.

Оказалось, что телевизор, особенно включенный фоном, дети смотрят чаще всего, причем в среднем более часа в день. Больше всего им нравится развлекательный контент, затем музыка и познавательные передачи. Хотя время, которое малыши проводят перед экраном, почти не зависит от уровня жизни семьи и национальности, в семьях с низким достатком дети реже читают книги и имеют меньше возможностей для обучения.
Дети, которые часто смотрят телевизор, обычно обладают меньшим словарным запасом и позже начинают говорить. При этом чтение книг и совместный просмотр с родителями, наоборот, помогают развитию речи. А вот на моторику экранное время никак не влияет.
Результаты согласуются с предыдущими работами, которые показали, что слишком частое использование гаджетов плохо влияет на раннее развитие речевых способностей. Однако, если смотреть что-то вместе с родителями и выбирать подходящие программы, это может немного снизить негативный эффект.
Ранее ученые выяснили, как отказ от соцсетей влияет на юное поколение.