Человечество разучилось рассказывать истории: виновен интернет

Современные люди, особенно молодежь, зачастую не могут оторваться от экранов собственных смартфонов – на бесцельный просмотр коротких видео в соцсетях они тратят колоссальное количество времени, порой в ущерб важным делам, обучению или продуктивным хобби. Оксфордский словарь даже назвал словом прошлого года «brain rot» — «размягчение мозга», то есть ухудшение когнитивных функций из-за постоянного потребления примитивного, несодержательного контента.
Автор новостей
Зависимость от соцсетей и цифрового контента превращается в эпидемию
Зависимость от соцсетей и цифрового контента превращается в эпидемиюИсточник: in.pinterest.com

Для многих людей зависимость от интернета уже превратилась в настоящую проблему, особенно недавней пандемии COVID-19, когда потребление цифрового контента существенно возросло, а у некоторых превратилось в настоящую зависимость. И в наши дни соцсети, которые когда-то были прекрасным инструментом для объединения людей и их самовыражения, все чаще воспринимаются как инструмент дезинформации, разделения и даже поляризации общества, роста ненависти в нем.

Новое исследование социологов из университетов Торонто и Оттавы, показало, что за последние годы в обществе не просто изменились культурные и идентификационные нарративы, но и восприятие людьми информации в целом. Молодые люди все чаще страдают от проблем с концентрацией внимания: в среднем активный пользователь соцсетей получает около 237 уведомлений в день — то есть практически по одному уведомлению каждые четыре минуты. Но дефицит времени это еще не все: цифровой мир навязывает людям идеализированные образы и токсичные социальные нормы. Из-за этого кто-то страдает от навязанных стандартов красоты, а кто-то верит, что вряд ли достижимые агрессивные формы мужской маскулинности являются дорогой к успеху в жизни.

Особенно сильно подвержены цифровой зависимости молодые люди
Особенно сильно подвержены цифровой зависимости молодые людиИсточник: Unsplash

Культуролог Бенг-Чхоль Хан обеспокоен тем, что современная культура теряет способность к глубокому повествованию. Характерные для прошлого долгие размышления и погружение в текст на наших глазах уступают место быстрому сверхпотреблению обрывочных клочков информации. Мнение ученого подтвердили недавние эксперименты, которые провели исследователи из TMU: участники исследования не смогли досмотреть даже короткий видеоролик длиной всего 2 минуты, посвященный их собственным перспективам в карьере. Видео пришлось разбить на 16-секундные мини-ролики длиной 16 секунд — лишь они оказались способны привлечь внимание аудитории.

На самом деле такие изменения интеллекта не являются сюрпризом — их еще в 19 веке предвидел американский писатель Генри Дэвид Торо. В 1854 году он писал: «Пока Англия пытается победить картофельную гниль, не стоит ли задуматься о гнили мозгов, распространяющейся еще быстрее и опаснее?» Эти пугающие слова в наши дни звучат по-настоящему пророчески: поверхностное восприятие информации приводит к тому к тому, что вопросы правды и лжи становятся второстепенными. Ложь и истина превращаются в инструменты манипуляции, при помощи которых можно легко искажать реальность и манипулировать мнением общества для достижения своих целей.

Потребление обрывочного цифрового контента негативно сказывается на концентрации внимания и возможности сосредоточенно работать с информацией
Потребление обрывочного цифрового контента негативно сказывается на концентрации внимания и возможности сосредоточенно работать с информациейИсточник: Freepik

Немецкий философ Георг Зиммель еще в 1903 году был обеспокоен тем, что жизнь в городе избыточно стимулирует, раздражает психику человека. В ответ сознание формирует защитный механизм — эмоциональную отстраненность. Сегодня, когда мир полон бесконечной цифровой информации, эти идеи снова становятся актуальными. Однако технологии — это лишь часть проблемы. Не менее важна система, внутри которой эти технологии функционируют. Основная функция социальных сетей — приносить владельцам прибыль, продавая внимание пользователей рекламодателям. Результатом становится неизбежная стандартизация контента и стиранию культурного разнообразия.

Истории всегда были важнейшей частью жизни человека — с их помощью он не только осмыслял мир, но и осознавал свою роль в нем. Но современные алгоритмы соцсетей превращают нас из рассказчиков в продавцов историй, формируя у пользователей привычку к поверхностному взаимодействию с контентом. Эксперты предупреждают: если отнестись к этой угрозе легкомысленно «размягчение мозга» может из слова года превратиться в новую реальность нашего времени.

Ранее ученые выяснили, влияет ли использование интернета и ИИ на нашу память.