
Microsoft Research совместно с Xbox Game Studios и Ninja Theory показала первую в мире генеративную модель для создания и управления игровыми мирами — Muse. Этот проект открывает новые горизонты в геймдеве.
Muse — это «Модель действий людей и окружающего мира» — World and Human Action Model (WHAM), способная создавать игровые сцены и управлять персонажами на основе данных о реальном геймплее. Разработку вели команды Game Intelligence и Teachable AI Experiences. Результат впечатляет: нейросеть генерирует как графику, так и действия контроллера или оба этих процесса одновременно.

Чтобы сделать Muse доступной для разработчиков, Microsoft опубликовала весовые коэффициенты модели и демонстрационные данные. Эти материалы доступны на платформе Azure AI Foundry. Важный момент: благодаря WHAM Demonstrator, концепт-прототипу с визуальным интерфейсом, взаимодействие с Muse происходит наглядно и удобно.
Что делает Muse уникальной

В основе модели — данные из многопользовательской игры Bleeding Edge от Ninja Theory. На протяжении нескольких лет Microsoft собирала анонимные данные о геймплее и управлении персонажами с разрешения игроков. В результате Muse обучалась на более чем миллиарде изображений и действиях контроллера, что эквивалентно семи годам непрерывной игры.
Процесс обучения модели включал масштабирование на кластерах V100 и H100 с одновременной оптимизацией представления действий контроллера и изображений. Демонстрационные видео Muse показывают, как модель генерирует сложные игровые сцены, сохраняя динамику и логику геймплея.
Один из ключевых аспектов разработки — способность модели к последовательности, разнообразию и стойкости. Эти три параметра определяют, насколько Muse может генерировать игровые сцены, которые:
- Понимают физику и динамику оригинальной игры;
- Создают разнообразные варианты развития сюжета и действий персонажей;
- Удерживают пользовательские модификации и сохраняют их в дальнейших игровых сценариях.
Команда Microsoft уделила особое внимание взаимодействию с игровыми креаторами, чтобы адаптировать модель под реальные потребности разработчиков. В рамках внутреннего хакатона был создан WHAM Demonstrator — интерфейс, позволяющий напрямую управлять моделью и тестировать креативные идеи.

Muse может стать не только мощным инструментом для прототипирования и тестирования игровых механик, но и партнером для разработчиков, упрощая рутинные задачи и открывая новые возможности для экспериментов с игровым процессом.
Есть и другие новости из мира игр: Dota 2 получила масштабное обновление. Рассказали в статье, что в ней нового.