
97-я церемония вручения премии «Оскар», прошедшая 2 марта в Лос-Анджелесе запомнилась не только триумфами, но и жаркими спорами. В центре внимания оказался фильм «Бруталист» — историческая драма с Эдрианом Броуди в роли венгерско-еврейского архитектора Ласло Тота, за которую артист получил свой второй «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Все дело в том, что в картине использовалась технология искусственного интеллекта для улучшения венгерского акцента Броуди и его коллеги по фильму Фелисити Джонс. Несмотря на тренировки, их произношение оставалось неубедительным, что заставило создателей фильма использовать Respeecher, ИИ-инструмент для клонирования голоса.
Реакция зрителей на это была быстрой и неодназначной. Профессионалы отрасли обратились в соцсети, чтобы выразить обеспокоенность тем, что ИИ используется для корректировки актерской игры в фильме, основанном на реальных событиях. Режиссер Брэди Корбет попытался развеять опасения, пояснив, что «цель применения технологии состояла в том, чтобы сгладить реплики Эдриана и Фелисити на другом языке, а не заменить или изменить их актерскую игру». Корбет подчеркнул, что все сделано с максимальным уважением к ремеслу и зрителям.

К слову «Бруталист» — не единственный претендент на «Оскар», в котором используется ИИ. «Эмилия Перес», трансгендерный мюзикл, получивший значительное признание критиков, также использовал Respeecher для изменения вокального голоса главной актрисы Карлы Софии Гаскон.
Помимо улучшения звука, ИИ также проник в визуальные эффекты. Австралийская компания VFX Rising Sun Pictures сообщила, что набор ее инструментов машинного обучения Revize использовался в биографическом фильме о Бобе Дилане «Полный неизвестный» с Тимоти Шаламе в главной роли. Источник, близкий к фильму, пояснил: «Технология использовалась для производства трех коротких общих кадров при езде главного героя на мотоцикле и является обычной для каскадерских сцен в подобных фильмах».
В фильме «Дюна: Часть 2» также использовались инструменты для создания характерного голубого цвета глаз персонажей-фрименов, что еще раз подчеркивает, насколько машинное обучение стало неотъемлемой частью современных визуальных эффектов в кинематографе.

Растущая зависимость от технологий в кинопроизводстве вызвала забастовки актеров в прошлом году из-за опасения, что ИИ заменит человеческий труд. В результате в США был принят закон, требующий согласия актеров и компенсации, если их образы были воспроизведены с использованием искусственного интеллекта.
Эксперты считают, что Голливуд оказался в сложной ситуации: с одной стороны искусственный интеллект может усилить кинематографическое повествование, с другой — подорвать художественную целостность, которая всегда была основой киноискусства.
Читайте также нашу статью о том, как ученые из Калифорнийского университета разработали уникальный метод автоматизированного анализа кинофильмов с использованием технологий компьютерного зрения.