Российские ученые создали систему локальной навигации для беспилотников без GPS

Инновационная система помогает определять местоположения беспилотных аппаратов в зонах, где сигнал GPS либо отсутствует, либо функционирует нестабильно. Рассказываем, как именно она работает.
Автор Hi-Tech Mail
образец беспилотника с локальной навигацией
Ученые ИТМО создали систему локальной навигации для беспилотного транспорта, заменяющую GPS.Источник: news.itmo.ru

Сотрудники ИТМО разработали новую систему локальной навигации под названием «Восток». Она помогает беспилотным аппаратам определять местоположение там, где отсутствует или неустойчиво работает GPS. Информация о новом отечественном изобретении опубликована на сайте учебного заведения.

В отличие от аналогичных решений система «Восток» не требует наличия видеокамер, радара или лидара для ориентирования. Ее можно собрать из доступных и относительно недорогих компонентов, представленных на российском рынке. Более того, разработка отличается повышенной точностью и скоростью определения местоположения дрона.

Сообщается, что система способна рассчитывать координаты с погрешностью всего четыре миллиметра. При этом обновление данных происходит несколько тысяч раз в секунду, что превосходит возможности кинематического позиционирования в реальном времени (GPS RTK). Скорость она отслеживает десять раз в секунду с точностью до двух сантиметров в секунду, не уступая традиционным GPS-системам. Благодаря таким характеристикам, беспилотник сможет взлетать и приземляться на движущийся транспорт даже в условиях густого тумана.

модуль для локальной навигации дронов
Фото стационарного модуля.Источник: news.itmo.ru

Руководитель проекта, аспирант первого курса факультета безопасности информационных технологий ИТМО Тимофей Мельников, объяснил, что метод основан на классических принципах радионавигации и радиопеленгации. Он сравнил этот процесс с ситуацией, когда два человека стоят в одном месте и разговаривают через мегафоны. Чтобы услышать одного, нужно встать напротив его мегафона, чтобы услышать другого — напротив второго, а чтобы услышать обоих — встать посередине.

«В “Востоке” роль мегафонов выполняют два светодиода, развернутые друг относительно друга под некоторым углом. В каждом модуле по две пары светодиодов. Они светят на фотоприемники беспилотника промодулированным на разной частоте сигналом. Фотоприемники принимают сигнал, а специальный модуль усиливает и обрабатывает сигналы, рассчитывает координаты дрона и прямо на борту передает данные в бортовой компьютер. В реальном времени мы видим точное местоположение дрона, а также изменения в высоте и углах наклона бортов», — комментирует эксперт.

Система локальной навигации найдет применение в различных сферах. Например, на Северном морском пути она позволит осуществлять автоматическую посадку беспилотного вертолета на палубу движущегося ледокола. Кроме того, эта технология будет полезна для автоматизации маршрутов беспилотных карьерных самосвалов, работающих в пыльной среде, а также для доставки товаров дронами из онлайн-магазинов прямо в окна загородных домов.

Ранее стало известно, что умный беспилотник «Аврора» оснастят новой полезной опцией. Подробнее об этом рассказали в другом материале Hi-Tech Mail.