Искусствовед разгадала тайну кражи знаменитой картины ван Дейка

Исчезновение «Портрета Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нойбургского», который был частью уникальной коллекции из 37 этюдов XVII века, долгое время оставалось загадкой. Лишь спустя 70 лет тайна кражи оригинального масляного этюда знаменитого фламандского художника Антониса ван Дейка была наконец-то раскрыта. Рассказываем подробнее об этой необычной и в полной мере детективной истории.
Автор новостей
Энтони ван Дейк (1599-1641), Портрет Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нойбургского, Боутон-Хаус, Нортгемптоншир
Энтони ван Дейк (1599-1641), Портрет Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нойбургского, Боутон-Хаус, НортгемптонширИсточник: Фонд живого наследия Баклю

Полотно было похищено в 1951 году из поместья Ботон-хаус в Нортгемптоншире, принадлежавшего герцогу Баклю и Куинсберри. Картина находилась в собрании этой аристократической семьи с 1682 года, но ее пропажу заметили лишь шесть лет спустя, когда герцогиня Мэри Монтегю Дуглас Скотт посетила галерею Гарвардского университета и увидела там знакомый этюд.

Разгадать, как картина оказалась на другом континенте, а также как в этом деле были замешаны несколько поколений искусствоведов, коллекционеров и аукционных домов, удалось доктору Мередит Хейл. В течение года она тщательно изучала архивные документы, переписки и отчеты, чтобы восстановить детальную хронологию смены владельцев украденного произведения. Ее исследование раскрыло участие в этой истории влиятельных представителей художественного мира Великобритании и США.

Как выяснилось, кражу совершил Леонард Джеральд Гвинн Рамзи, редактор престижного журнала The Connoisseur и член Общества антикваров. В июле 1951 года он прибыл в Ботон-хаус с фотографом, чтобы подготовить материалы для ежегодного выпуска своего журнала. В одном из помещений поместья, где во время войны хранились ценные предметы искусства, находились и деревянные панели ван Дейка, предназначенные для его незавершенного проекта «Иконография». Эти этюды, изображавшие выдающихся князей, ученых и военных, должны были служить основой для гравюр. По словам историка искусства сэра Оливера Миллара, именно «Портрет Вольфганга Вильгельма» находился ближе всего к двери и, вероятно, его попросту было проще всего похитить.

Портрет ван Дейка кисти Питера Пауля Рубенса
Портрет ван Дейка кисти Питера Пауля РубенсаИсточник: https://wikipedia.org

В ходе расследования доктор Хейл обнаружила переписку между Рамзи и искусствоведом Людвигом Гольдшайдером. Рамзи сообщал коллеге, что хочет продать две картины, чтобы купить новые занавески. Гольдшайдер предоставил ему сертификат подлинности, и в 1954 году этюд ван Дейка был анонимно продан на аукционе Christie’s за 189 фунтов. Уже через год его приобрел нью-йоркский арт-дилер, который передал работу другому коллекционеру в марте 1955 года. Тот провел реставрацию и продал работу за 2700 долларов частному коллекционеру Лилиан Малков. Позднее она передала картину в музей Фогга при Гарвардском университете.

В 1960 году музей усомнился в происхождении картины и вернул ее Малков. После смерти Лилиан в 1981 году этюд был передан в Художественный музей Университета Торонто, где и оставался до настоящего времени.

Доктор Хейл в своем исследовании детально описала переписку между директором музея профессором Джоном Кулиджем и Рамзи, который пытался оправдаться, утверждая, что приобрел картину на блошином рынке в Хемел-Хемпстеде. Более того, Рамзи даже пытался поставить под сомнение подлинность этюда, в чем его неожиданно поддержал Гольдшайдер, внезапно отказавшийся от своего прежнего заключения о подлинности работы.

Собранные доказательства позволили окончательно подтвердить, что этот этюд действительно был украден из Ботон-хаус. В результате Исполнительный комитет Университета Торонто проголосовал за передачу картины законному владельцу — герцогу Баклю. Спустя 73 года после кражи произведение ван Дейка вернулось на свое место, восстановив целостность уникальной коллекции этюдов.

Тем временем недавно прошел первый в мире аукцион картин, сгенерированных искусственным интеллектом: подробнее об этом уникальном культурном событии можно прочесть здесь.