В NASA серьезно озаботились состоянием МКС

Американское космическое агентство размышляет о том, что может оказаться необходимо затопить станцию еще до того, как будет готов специально создаваемый для этого американский космический корабль.
МКС
МКСИсточник: NASA

Международная космическая станция вступила в самый рискованный период своего существования, заявил член комиссии NASA Рич Уильямс на недавнем заседании Консультативной группы по безопасности в аэрокосмической сфере (ASAP). Он подчеркнул, что сейчас, на завершающем этапе программы МКС, серьезно возрастают риски нештатных ситуаций на борту.

Среди основных рисков эксперт NASA назвал утечки воздуха в российском служебном модуле «Звезда». Напомним, они время от времени происходят с 2019 года. Их оперативно устраняют с помощью герметиков, но они снова возникают в других местах. В апреле 2024 года во время одной из таких утечек в космос уходило более чем по полтора килограмма воздуха в день. Это в несколько раз больше допустимого уровня. Есть версия, что первопричиной всего этого стала не вполне качественная работа сварщика в процессе сборки модуля еще в 1985 году.

Отметим, что российский сегмент станции не заинтересован в том, чтобы «запечатать» модуль, то есть отказаться от его использования: на нем есть стыковочный порт, к которому можно пристыковать грузовой корабль «Прогресс», а «Прогрессы» после завершения программы американских шаттлов долгие годы оставались единственным средством поддержания орбиты МКС. Американская сторона пытается исправить эту ситуацию и тестирует для этих целей корабли Cygnus и Cargo Dragon, но пока их роль ограничена, а основную работу продолжают выполнять «Прогрессы».

Российский модуль МКС "Звезда" с пристыкованным к нему грузовым кораблем "Прогресс"
Российский модуль МКС "Звезда" с пристыкованным к нему грузовым кораблем "Прогресс"Источник: NASA

Напомним, станция по мере движения по своей орбите на высоте 400 с небольшим километров все время естественным образом снижается из-за трения об атмосферу (хоть и очень разреженная, но она там есть). При этом «Прогрессы» имеют большой запас топлива и возможность дозаправки на орбите. И это делает их еще более необходимыми для другой очень важной работы, которую предстоит проделать: свода станции с орбиты и ее контролируемое затопление в Тихом океане. Для этого потребуется очень много целенаправленных двигательных импульсов, а значит, и большие расходы топлива.

Из-за известных событий в NASA появились опасения по поводу зависимости от российских космических грузовиков, и они дали задание компании SpaceX создать специальный «корабль сведения» — deorbit vehicle. По опубликованным данным, это будет модификация грузового «Дрэгона». Но дело в том, что на сегодняшний день он еще не полностью разработан и подготовлен, то есть нет возможности в какой-то критической ситуации запустить его немедленно.

Вообще изначально предполагалось, что станцию будут «провожать в последний путь» с помощью трех «Прогрессов». После того, как в NASA решили обзавестись своим кораблем сведения, схему скорректировали: рассчитывают использовать один американский корабль и два российских.

Концепт разрабатываемого в SpaceX Deorbit Vehicle (корабля для сведения МКС с орбиты и последующего затопления)
Концепт разрабатываемого в SpaceX Deorbit Vehicle (корабля для сведения МКС с орбиты и последующего затопления)Источник: SpaceX

По планам, затопление станции должно состояться в 2031 году, но перед этим ее нужно будет постепенно сводить с текущей орбиты и снижать, и это предстоит начать уже в 2029 году. К тому времени deorbit vehicle и надеются подготовить. Так вот, на нынешнем заседании комиссии NASA озвучили опасения по поводу того, что все это может потребоваться раньше. Тогда это может означать, что вся надежда — на российские «Прогрессы».

Наклонение орбиты МКС таково, что в самом пиковом случае для России неконтролируемое падение обломков станции практически никакой опасности не представляет — она летает над более низкими широтами: как раз над теми, на которых располагаются Соединенные Штаты Америки. Именно это в NASA сейчас обдумывают.

И на фоне всего этого космическое агентство заставляют нервничать задержки с запусками грузовых кораблей Dream Chaser и Cygnus. Их планировали отправить к станции этим летом, но Cygnus получил повреждение при транспортировке на космодром, а Dream Chaser ждет, пока устранят проблему в топливной системе ракеты-носителя Vulcan Centaur.

Кстати, широко известно, что Dream Chaser — это американская версия советского космолета системы «Спираль», которую создавали и испытывали параллельно с «Буранами» под руководством конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Ранее мы писали о том, как космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли провели целый год на орбите.