Сообщается, что при применении ударных беспилотников типа «Герань» стала использоваться новая тактика, которая кардинально изменила отношение к этому оружию.

Беспилотники серии «Герань» являются развитием концепции иранского БПЛА Shahed. Но все беспилотники, используемые нашими вооруженными силами, собраны по лицензии в России или только базируются на иранской конструкции. Главным отличием является использование для наведения отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.
Особенностью беспилотника является его простота и низкая стоимость. Дрон представляет собой полимерное летающее крыло с двухтактным двигателем мощностью всего в 50-60 лошадиных сил. Аналогичные двигатели устанавливаются на мопеды, скутеры и мощные газонокосилки. Двигатель воздушного охлаждения издает характерный звук, за что дрон получил свое прозвище – «мопед». Беспилотник весит всего 140 килограммов, из которых 50 приходится на боеголовку, расположенную в носовой части.
Особенности характеристик дрона стали его сильной стороной. «Герань» способна летать очень низко. Минимальная полетная высота всего 50 метров. Также дрон летает довольно медленно. Максимальная скорость около 180 километров в час. Беспилотник маленький и оставляет минимальный тепловой след благодаря небольшому мотору. Все это делает «Герань» малозаметной для средств классической противовоздушной обороны. Радары и ракеты зачастую просто не видят такую маленькую, медленную цель.
Но преимущества в одночасье превратились в недостатки. Дрон, который летит медленно и низко, стал уязвим для огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных зенитных пушек. Эффективным средством борьбы с дронами стали мобильные огневые группы. Несколько пикапов с установленными на них пулеметами или зенитными автоматами, объединенные в группы, стали эффективным средством борьбы с БПЛА типа «Герань». Эффективность применения дронов стала снижаться, и казалось, что время их прошло, но на выручку пришла тактика летчиков Великой Отечественной войны.

Дроны стали концентрироваться недалеко от цели, вне зоны досягаемости мобильных огневых групп. Над районом цели группа беспилотников набирает высоту, на которой им практически не страшен огонь пулеметов и зениток. А саму цель атакуют с пологого пикирования, набирая скорость, сильно превышающую крейсерскую.
Аналогичную тактику применяли экипажи пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в период Великой Отечественной войны. Машины набирали высоту непосредственно перед атакой и заходили на цель в пологом пикировании. Вести огонь по пикирующему самолету гораздо сложнее, чем по находящемуся в горизонтальном полете. Пикирование считалось сложным элементом пилотажа для большой двухмоторной машины, и только лучшие экипажи осваивали и применяли его.
Ранее Hi Tech Mail писал об уникальных особенностях дрона «Герань-2».