
В новом исследовании ученых из Северо-Западного университета (Northwestern University) впервые подробно показано, как сигналы дофамина изменяются во времени при обучении избеганию негативных ситуаций, почему одни люди лучше других учатся избегать опасностей, а у некоторых чрезмерное избегание становится патологией — например, при тревожных расстройствах, ОКР или депрессии.
В эксперименте специалисты обучали мышей избегать неприятных воздействий, реагируя на предупредительный сигнал. У животных была возможность переместиться в другую часть клетки до того, как они ощутят дискомфорт. В ходе обучения ученые отслеживали активность дофамина в двух разных зонах прилежащего ядра — области мозга, связанной с мотивацией и обучением. Оказалось, что эти зоны реагируют на стрессовые сигналы по-разному: в одной из них уровень дофамина повышался, в другой — снижался. Более того, участие этих зон в обучении было разнесено по фазам: одна область была активна в начале, когда мышь только начинала распознавать угрозу, другая — позже, когда избегающее поведение стало устойчивым.

Особенно интересно, что, когда условия эксперимента менялись так, что избежать негативного исхода было невозможно, дофаминовые сигналы «откатывались» к начальному уровню. Это показало, что дофамин не просто фиксирует опыт, а гибко подстраивается под контекст, помогая мозгу менять стратегию в зависимости от ситуации.
«Мы часто представляем дофамин как что-то однозначно связанное с удовольствием. Но на деле это гораздо более сложный механизм, который регулирует то, как мы обучаемся на последствиях, как оцениваем риски и меняем свое поведение», — объясняет автор исследования, аспирантка Габриэла Лопес. Руководительница проекта, профессор Талия Лернер добавляет: «Разные сигналы дофамина играют разные роли: одни важны на этапе первичного обучения, другие — когда поведение уже закрепилось».
Результаты исследования имеют большое значение и для понимания механизмов психических расстройств. Избегающее поведение — это один из ключевых симптомов тревожности и ОКР, когда мозг начинает переоценивать угрозы и всячески избегать даже потенциальной опасности. Как предполагают ученые, в основе этой патологии могут лежать нарушения интенсивности дофаминовых сигналов.

Кроме того, полученные данные ставят под сомнение популярную идею «дофаминовой детоксикации», которая предлагает исключить все раздражители, стимулирующие выброс дофамина ради восстановления контроля над поведением. Ученые подчеркивают: дофамин — это не добро и не зло, а инструмент адаптации, который помогает мозгу принимать решения в сложной и нестабильной среде.
Вместо того чтобы устраивать «детокс» и пытаться избавиться от дофамина, исследователи предлагают переосмыслить его роль. Это не враг, которого надо избегать, а важный компонент нашей способности учиться, адаптироваться и справляться с меняющимися условиями жизни.
Ранее ученые объяснили, почему мы скроллим соцсети и не можем остановиться, а также причем здесь дофамин.