Как дофамин помогает нам учиться: новое исследование

Нейромедиатор дофамин давно известен как «молекула мотивации», которая побуждает нас стремиться к приятным ощущениям — вкусной еде, интересным развлечениям или даже к бесконечному скроллингу ленты соцсетей. Однако его роль не ограничивается только поощрением: оказывается, дофамин еще и помогает нам учиться избегать неприятностей.
Автор новостей
Мы привыкли считать дофамин «гормоном удовольствия»
Мы привыкли считать дофамин «гормоном удовольствия»Источник: Unsplash

В новом исследовании ученых из Северо-Западного университета (Northwestern University) впервые подробно показано, как сигналы дофамина изменяются во времени при обучении избеганию негативных ситуаций, почему одни люди лучше других учатся избегать опасностей, а у некоторых чрезмерное избегание становится патологией — например, при тревожных расстройствах, ОКР или депрессии.

В эксперименте специалисты обучали мышей избегать неприятных воздействий, реагируя на предупредительный сигнал. У животных была возможность переместиться в другую часть клетки до того, как они ощутят дискомфорт. В ходе обучения ученые отслеживали активность дофамина в двух разных зонах прилежащего ядра — области мозга, связанной с мотивацией и обучением. Оказалось, что эти зоны реагируют на стрессовые сигналы по-разному: в одной из них уровень дофамина повышался, в другой — снижался. Более того, участие этих зон в обучении было разнесено по фазам: одна область была активна в начале, когда мышь только начинала распознавать угрозу, другая — позже, когда избегающее поведение стало устойчивым.

Эксперимент на мышах показал, что дофамин играет большую роль в процессе обучения
Эксперимент на мышах показал, что дофамин играет большую роль в процессе обученияИсточник: https://www.psypost.org

Особенно интересно, что, когда условия эксперимента менялись так, что избежать негативного исхода было невозможно, дофаминовые сигналы «откатывались» к начальному уровню. Это показало, что дофамин не просто фиксирует опыт, а гибко подстраивается под контекст, помогая мозгу менять стратегию в зависимости от ситуации.

«Мы часто представляем дофамин как что-то однозначно связанное с удовольствием. Но на деле это гораздо более сложный механизм, который регулирует то, как мы обучаемся на последствиях, как оцениваем риски и меняем свое поведение», — объясняет автор исследования, аспирантка Габриэла Лопес. Руководительница проекта, профессор Талия Лернер добавляет: «Разные сигналы дофамина играют разные роли: одни важны на этапе первичного обучения, другие — когда поведение уже закрепилось».

Результаты исследования имеют большое значение и для понимания механизмов психических расстройств. Избегающее поведение — это один из ключевых симптомов тревожности и ОКР, когда мозг начинает переоценивать угрозы и всячески избегать даже потенциальной опасности. Как предполагают ученые, в основе этой патологии могут лежать нарушения интенсивности дофаминовых сигналов.

Похоже, «дофаминовый детокс» с отказом от соцсетей и простых удовольствий не имеет особого смысла
Похоже, «дофаминовый детокс» с отказом от соцсетей и простых удовольствий не имеет особого смыслаИсточник: Unsplash

Кроме того, полученные данные ставят под сомнение популярную идею «дофаминовой детоксикации», которая предлагает исключить все раздражители, стимулирующие выброс дофамина ради восстановления контроля над поведением. Ученые подчеркивают: дофамин — это не добро и не зло, а инструмент адаптации, который помогает мозгу принимать решения в сложной и нестабильной среде.

Вместо того чтобы устраивать «детокс» и пытаться избавиться от дофамина, исследователи предлагают переосмыслить его роль. Это не враг, которого надо избегать, а важный компонент нашей способности учиться, адаптироваться и справляться с меняющимися условиями жизни.

Ранее ученые объяснили, почему мы скроллим соцсети и не можем остановиться, а также причем здесь дофамин.