Китайский государственный производитель ракет-носителей CALT представил прототипы двух топливных баков увеличенного диаметра для перспективных сверхтяжелых ракет. Резервуары диаметром 5 и 10,6 метра изготовлены из нержавеющей стали, что является важным технологическим прорывом.

Емкости для криогенного топлива из более традиционных для ракетостроения сплавов имеют предел эффективного объема, поэтому их предлагается заменить на стальные. Но работа со сталью в космической технике сопряжена со множеством специфических нюансов, касающихся трудностей при обработке, склонности к деформации сварных швов и так далее. Китайским инженерам, судя по всему, удалось решить эти вопросы.
Предполагается, что баки диаметром 10,6 и высотой 9 метров будут использоваться для разрабатываемой сверхтяжелой ракеты «Великий поход — 9». Этот носитель предназначен для крупных лунных инфраструктурных миссий при строительстве базы на Южном полюсе. Его также часто упоминают при планировании первых пилотируемых полетов на Марс. При этом проект ракеты неоднократно менялся в последние годы, видимо, под влиянием наблюдаемого опыта SpaceX в работе со Starship.

В частности, первоначально «Великий поход — 9» рассматривали только как одноразовую ракету для отправки экипажей на Луну. Постепенно она превратилась в проект многоразового и многофункционального носителя. Хотя первые прототипы должны быть полностью расходуемыми.
Подчеркивая преимущества и недостатки резервуаров из нержавеющей стали, в CALT отметили, что уже на стадии изготовления прототипов понятно: такие баки будут дешевле в целом, чем классические, кроме того, их можно будет производить в большом количестве достаточно быстро. В перспективе эта особенность может сыграть ключевую роль при выходе на высокую частоту запусков.
При этом пока нет ясности с тем, для чего в CALT изготовили 5-метровые баки. Возможно, на меньшем диаметре оттачивалась технология. Дело в том, что планируемых носителей с такими резервуарами у Китая нет. Известно о разработке серии ракет «Великий поход — 10» с диаметром первых ступеней в 5 метров, но они будут основаны на базе уже существующего «Великого похода — 5».

Отметим, что не только государственный подрядчик в Китае работает над ракетами с использованием нержавеющей стали. Частная компания Landspace уже построила испытательные первые ступени для тяжелой ракеты Zhuque-3.
Ранее мы рассказывали, что Китай запустил очередную партию спутников, аналогичных Starlink.