
Сегодня в подготовительных и начальных классах все чаще используют цифровые инструменты для поддержки учебного процесса. Существуют специальные программы, помогающие детям осваивать чтение и письмо. Такие занятия требуют взаимодействия с компьютером: учащиеся пользуются клавишами и кнопками, отказываясь от традиционных карандашей и бумаг, пишет Phys.org.
Для измерения эффекта таких печатных методик испанские ученые из UPV/EHU провели сравнительное исследование, направленное на оценку воздействия ручного и клавиатурного обучения на развитие детского восприятия символов и грамотность.
«Современные дети постепенно перестают пользоваться письменными принадлежностями, поэтому мы решили проверить, какое воздействие оказывает подобный переход на освоение алфавита и правил правописания. Нас интересовало, различаются ли способности к изучению букв и структуре слов у тех, кто пишет рукой, и у тех, кто работает на клавиатуре. Оказалось, что лучшие показатели продемонстрировала группа учеников, использовавших традиционное письмо», — комментирует ведущий специалист эксперимента Джоана Ача.

Эксперимент проводился с участием 50 пятилетних и шестилетних школьников. Возраст участников был выбран неслучайно, поскольку именно в этот период жизни дети впервые приступают к активному чтению и письму. Детям предлагалось освоить девять незнакомых букв грузинского и армянского алфавитов, а также 16 искусственных слов, составленных учеными специально для опыта. Каждому участнику эксперимента поручили изучать буквы и слова, но методы освоения различались: половина учеников записывала материал, вторая половина набирала его на клавиатуре компьютера. Такой подход позволил четче выявить вклад моторной активности руки в процессы чтения и письма.
«Напечатав букву на клавиатуре, ребенок не воспроизводит ее очертания, следовательно, механическое движение руки менее существенно влияет на восприятие структуры знака. Совсем другое дело — запись от руки, которая гораздо сильнее способствует запоминанию буквы и порядка написания слова», — комментирует эксперт.
Далее каждая группа прошла серию тестов, направленных на проверку качества полученного материала. Ученики демонстрировали умение узнавать, писать и называть буквы и искусственно созданные слова. Итоги тестирования оказались однозначными: значительно лучше справилась та подгруппа, участники которой занимались письмом от руки. «Особенно ярко разрыв проявился при выполнении заданий с вымышленными словами. Практически никто из учеников, работавших на компьютере, не сумел верно воспроизвести последовательность букв. Следовательно, наше исследование убедительно свидетельствует о значении двигательной функции руки в процессе освоения азбуки и грамматического строя языка», — заключает Джоана Ача.
Ранее ученые ответили на вопрос, почему взрослые люди не помнят свое ранее детство. Подробнее об особенностях памяти написано в другом материале Hi-Tech Mail.