Ученые оценили способность ChatGPT писать школьные сочинения

Они сравнили «опусы» робота с теми, которые пишут ученики, и пришли к интересному выводу.
Студенты превзошли ИИ в написании сочинений
Студенты превзошли ИИ в написании сочиненийИсточник: Unsplash

Искусственный интеллект проигрывает человеку в написании школьного сочинения, заявили ученые в издании Written Communication. По опубликованным данным, таков их вывод по итогам сравнения 145 работ учеников и такого же количества эссе, сгенерированных ChatGPT.

Исследователи рассказали, что задаться вопросом о литературных способностях робота их заставила недавняя революция в сфере ИИ: доступность робота, умеющего выполнять сложную умственную работу и обрабатывать огромные объемы данных, породила множество случаев мошенничества в школах, колледжах и университетах — особо «одаренные» хитрецы выдают сгенерированные сочинения за свои.

Надежных методов распознавания этого обмана пока нет, подчеркнули ученые. Но их нынешнее исследование показывает, что в целом для установления истины достаточно просто вдумываться в то, что написано.

Как выяснилось, работы, созданные роботом, при всей их грамотности и связности имеют огромный и довольно заметный недостаток — они «безликие». Когда сочинение пишет ученик, он может допускать грамматические и стилистические ошибки, но при этом он обязательно так или иначе выражает свою индивидуальность, свою личность. Автор задает риторические вопросы, делится личными мнениями, делает лирические отступления, обращается к читателю как к собеседнику, и притом практически каждый ученик все это делает по-своему. Иногда он использует фразы, которые могут показаться забавными, «корявыми», но они искренни, и ни один робот никогда их не повторит.

В целом ученым стало ясно, что сгенерированные сочинения менее интересны, менее убедительны, менее эмоциональны, и в них не прослеживается четкая точка зрения по теме — робот старается формулировать «обтекаемо».

Поэтому исследователи посоветовали школьникам и студентам не отказываться полностью от услуг ChatGPT, но использовать его как помощника в поиске нужной информации, а не как замену себе.

— Когда студенты приходят в школу, колледж или университет, мы не просто учим их писать — мы учим их думать, и это то, что ни один алгоритм воспроизвести не может, — заключил один из ведущих авторов научной работы, преподаватель Школы образования и непрерывного обучения при Университете Восточной Англии Кен Хайланд.

Ранее сообщалось, что чат-бот OpenAI «сошел с ума» и начал одобрять явно вредные и даже опасные идеи пользователей.