
Американские инженеры разрабатывают новый сверхзвуковой самолет, который сможет летать в пять раз быстрее скорости звука. Его называют «Сыном Блэкберда» — в честь старого шпионского самолета SR-71, который США использовали с 60-х годов прошлого века. Новый аппарат получил название SR-72, и если все пойдет по плану, первый опытный образец может быть готов уже к концу 2025-го года.
Этот самолет создается не для пассажирских перевозок. Он будет выполнять разведывательные миссии, работать в горячих точках, где обычные пилотируемые аппараты рискуют быть сбитыми. Благодаря огромной скорости — более 6 тыс. км/ч — он сможет собирать важные данные, проламывать оборону противника и успевать возвращаться назад до того, как его заметят.

SR-72 будет беспилотным. Он сможет летать сам, без участия человека, а использовать его смогут не один раз. Размеры аппарата ожидаются примерно такими же, как у его предшественника, а наполнят его серьезными агрегатами. Особое внимание уделяется двигателю. Он будет двухрежимный: по задумке сначала «Сын Черного дрозда» заработает как обычный турбореактивный, а потом переключится на так называемый скрэмджет — это двигатель, который работает при гиперзвуковых скоростях. Такая схема позволит аппарату не только взлетать и садиться как самолет, но и развивать огромную скорость на большой высоте.

Кроме разведки, SR-72 пригодится как платформа для запуска гиперзвуковых ракет. Это даст Америке возможность быстро наносить удары по целям в любой точке планеты. К примеру, из США в Европу или Азию он сможет долететь всего за полтора часа. Такая скорость дает серьезное военное преимущество.
Но проект пока далек от завершения. Несмотря на интерес со стороны армии и правительства, до сих пор не все ясно с финансированием. Также есть много технических трудностей: гиперзвуковой полет требует материалов, способных выдерживать высокие температуры, а также сложных систем охлаждения. Если все получится, первый полноценный SR-72 может начать службу ближе к 2030-му году.
США уже несколько лет работают над подобными технологиями нового поколения. Один из них — X-51 Waverider, беспилотный летательный аппарат, использующий реактивный двигатель Scramjet для достижения скорости более Mach 5 (в пять раз быстрее звука). В 2013-м году X-51 продемонстрировал способность поддерживать гиперзвуковую скорость более 200 секунд. Еще одним важным проектом является HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept).
Ранее мы писали о том, что NASA и Boeing отказались от сверхзвукового самолета X-66.