
Ученые из США, Канады, Великобритании и Австралии проанализировали данные более чем 40 000 человек, которые принимали участие в долгосрочных социологических опросах в пяти странах — Германии, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах и Австралии. На протяжении тридцати лет респонденты делились своими оценками общего уровня удовлетворенности жизнью и ее отдельными аспектами: здоровьем, доходом, жильем, работой и личными отношениями. Полученные данные позволили исследователям проследить, каким образом эти составляющие влияют на общее ощущение счастья.
Результаты оказались весьма неоднозначными. Как отмечает автор исследования, профессор психологии Калифорнийского университета в Дейвисе Эмори Бек, люди распределились по разным типам восприятия счастья почти поровну. Для одних общее благополучие складывается из удовлетворения в конкретных сферах жизни — это так называемый «восходящий» (bottom-up) подход. Для других, наоборот, субъективное ощущение счастья определяется внутренними установками, мировоззрением и устойчивостью к стрессу — это «нисходящий» (top-down) путь. Существуют и те, у кого на чувство счастья влияют и внутренние, и внешние факторы, а также группа людей, чье чувство удовлетворенности жизнью не поддается четкому объяснению через эти модели.

Интересно, что у части участников исследования не было выявлено никакой явной связи между общим уровнем счастья и удовлетворением в отдельных сферах. Это может говорить о том, что на них сильнее воздействуют внешние обстоятельства, не охваченные исследованием, например, политическая нестабильность, культурные установки или какие-то значимые личные события. Либо же их чувство благополучия формируется по иным, пока не понятным ученым, механизмам.
Выводы этого исследования важны не только для теоретического понимания природы счастья, но и для практических мер, связанных с общественным благополучием. Если раньше считалось, что повышение уровня доходов или улучшение условий жизни автоматически делает человека счастливым, то теперь становится ясно, что эффективные меры должны быть более индивидуализированными. Одному человеку действительно поможет повышение зарплаты или улучшение жилищных условий, другому необходима психотерапия или поиск смысла жизни, третьему не обойтись без счастливых отношений или рождения детей. Универсальные решения не работают и не могут работать одинаково эффективно для всех.

Счастье — не константа и не однотипное явление, подчеркивает Эмори Бек. Оно формируется в результате сложного взаимодействия внешнего и внутреннего, индивидуального и общественного. И для того, чтобы действительно достичь общественного счастья и благополучия, придется научиться учитывать эту многослойную картину человеческого восприятия.
Ранее ученые выяснили, можно ли купить счастье за деньги.