
Около трех тысяч лет назад Чавинская культура объединила людей не только с помощью архитектуры, искусства и торговли, но и через нечто куда менее осязаемое — доступ к измененным состояниям сознания. Новое исследование археологов из Университета Флориды, Стэнфорда и нескольких научных учреждений Южной Америки, выявило самые ранние доказательства ритуального использования психоактивных растений в перуанских Андах. В центральной части культового комплекса Чавин-де-Уантар, расположенного на высоте около 3000 метров над уровнем моря, были найдены древние нюхательные трубки, вырезанные из костей, — очевидно, их использовали в закрытых ритуалах.
Химический и микроскопический анализ этих трубок показал наличие следов никотина, полученного из диких родственников табака, а также остатков бобов вилка — растения, содержащего психоделическое вещество, родственное диметилтриптамину. Эти вещества, как предполагают ученые, применялись не для массовых обрядов, а строго ограниченным кругом лиц — скорее всего, жрецами или правящей элитой, которые использовали их, чтобы укреплять свою власть и поддерживать представление о своей связи с потусторонними силами.

В отличие от других древних культур, где галлюциногены часто использовались в общинных практиках, ритуалы Чавин проходили в изолированных помещениях внутри монументальных каменных сооружений. Там могло находиться лишь несколько человек одновременно, что придавало обрядам ореол таинственности и усиливало ощущение контроля. По словам соавтора исследования, археолога Даниэля Контрераса из Университета Флориды, участие в таких церемониях не просто вызывало яркие видения, но служило инструментом социальной стратификации: доступ к «сакральному» опыту имел только избранный слой общества, что подчеркивало его жесткую иерархическую структуру.
Для участников ритуалы, усиленные действием психоактивных веществ, могли быть не только глубокими, но и пугающими. И именно этот страх, по мнению ученых, создавал у людей ощущение прикосновения к сверхъестественному, которое может подчиняться лишь особым фигурам власти. Идея о том, что лидеры обладают связью с невидимыми и могущественными силами, играла ключевую роль в легитимизации их статуса. Археологи полагают, что вера в сакральность происходящего делала участие в строительстве храмов и обустройстве церемоний добровольным и осмысленным — люди действительно верили в миссию, частью которой они являлись.
Ритуальные практики Чавин не ограничивались психоактивными веществами. Ученые нашли и трубы из раковин, которые, вероятно, использовались для музыкального сопровождения церемоний. Некоторые ритуальные комнаты, по предположению исследователей, были специально спроектированы так, чтобы усиливать акустический эффект, создавая ощущение грандиозности и мистического присутствия.
Это открытие помогает понять, каким образом общество Чавин стало переходной формой между ранними, более равноправными сообществами и сложными иерархическими структурами, свойственными более поздним андским цивилизациям. Контролируемый доступ к измененному восприятию реальности оказался не просто ритуальной практикой, но важным социальным механизмом, с помощью которого строились ранние формы власти.
Ранее археологи нашли сотни древних артефактов на вершине вулкана в Венгрии.