
Международная группа исследователей из Германии, Нидерландов и Греции выяснила, что среди людей, страдающих расстройствами, связанными с нарушениями речи, гораздо чаще встречаются левши или амбидекстры — люди, в равной степени хорошо владеющие обеими руками. В список таких состояний попали, в частности, аутизм, шизофрения и дислексия.
Ученые проанализировали уже существующие метаисследования, но с новой стороны, исходя из предположения, что леворукость и расстройства, сопровождающиеся речевыми нарушениями могут иметь общие корни, поскольку обе особенности — и владение ведущей рукой, и развитие речи — связаны с асимметричным устройством мозга. Особенно это касается доминирования левого полушария, которое отвечает за языковые функции у большинства людей. Кроме того, обе характеристики формируются еще на ранних стадиях внутриутробного развития, что может говорить об общем механизме их развития.
Результаты подтвердили обе гипотезы. В частности, среди людей с дислексией — расстройством чтения — доля левшей и амбидекстеров статистически выше, чем среди тех, у кого таких нарушений нет. То же самое касается людей с расстройствами аутистического спектра, при которых нарушения коммуникации и речи — частое явление, а также пациентов с шизофренией, у которых нередко возникают расстройства восприятия речи, включая «голоса» в голове.

Интересно, что такая связь оказалась наиболее яркой именно в случаях, когда заболевание проявилось в раннем возрасте. Это обстоятельство еще раз подчеркивает важность процессов раннего развития мозга. Для сравнения, у людей с депрессией, которая обычно возникает уже во взрослом возрасте, подобной связи найдено не было. Это, по мнению авторов исследования, лишь усиливает уверенность в том, что общий механизм формирования ведущей руки и развития нейропсихических расстройств кроется именно в периоде, когда еще только закладываются базовые структуры мозга.
По словам профессора Себастьяна Окленбурга из Медицинской школы Гамбурга, это исследование позволяет взглянуть на леворукость не просто как на индивидуальную особенность, но как на потенциальный индикатор особенностей развития нервной системы. Конечно, это вовсе не означает, что каждый левша обязательно столкнется с подобными трудностями — большинство леворуких людей живут совершенно здоровой и полноценной жизнью. Но понимание этих статистических закономерностей может помочь раньше выявлять речевые и когнитивные нарушения и эффективнее поддерживать людей с риском их развития.
Ранее ученые выяснили, что происходит в голове во время чтения.