США испытывают ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем

Быстрый разгон и поддержка скоростей выше 5 Махов только за счет сгорания твердого топлива — такое стало возможным благодаря тому, что инженеры сделали микс из двух двигателей разных типов.
Автор Hi-Tech Mail
запуск ракеты SFIRR
США испытали ракету SFIRR с прямоточным двигателем: скорость, дальность, эффективностьИсточник: U.S. Navy

Американские военные испытали новую ракету, которая летит быстрее обычных и бьет дальше. Запуск прошел с беспилотного летательного аппарата над океаном. Это был первый такой тест, и он оказался успешным. Новая разработка называется SFIRR — это ракета с прямоточным двигателем на твердом топливе. Она может дольше находиться в воздухе и поражать цели на дальнем расстоянии. Благодаря мощному мотору ракете не нужен тяжелый бак с жидким горючим — она «дышит» воздухом, пока летит, что делает конструкцию легче и маневреннее. Техника подобного типа уже использовалась раньше, но теперь ее доработали.

Старую схему просто объединили с новыми деталями. За последний год инженеры встроили в систему современную электронику и средства управления. Военные считают, что такие ракеты — это шаг вперед, потому что они позволяют атаковать цели, не приближаясь к ним вплотную. Оптимизированная ракета безопаснее для пилотов и эффективнее в бою. Ее можно запускать с дрона, что еще снижает риск для людей в несколько раз.

Как известно, прямоточный двигатель работает только в полете — его нельзя включить с нуля. Поэтому ракета сначала разгоняется обычным способом, а потом переходит на новый режим. Такая система идеальна для полетов внутри атмосферы на очень высокой скорости. Это дает преимущество: врагу труднее перехватить цель, а значит, увеличиваются шансы успешно выполнить задание.

художественное изображение самолета-птицы
Военно-морской флот США успешно протестировал ракету с прямоточным двигателем SFIRRИсточник: Recraft

Технология с твердым топливом изучалась еще в прошлом веке, но тогда ее так и не внедрили. Теперь военные возвращаются к воплощению задумки, опираясь на инновационные решения. За счёт простоты конструкции такие ракеты стоят дешевле и надежнее в эксплуатации. Это важно, потому что позволяет выпускать больше боеприпасов без ущерба для госбюджета.

Парадоксально, но ситуация чем-то напоминает индустрию автомобилестроения: хоть двигатель придумали сто лет назад, каждый год появляются улучшенные версии. Так же и с ракетами — старые идеи получают вторую жизнь благодаря новым материалам и цифровым системам. Сейчас ведутся работы по улучшению точности и увеличению дальности полета. Военные уверены, что новая ракета пригодится флоту в будущем.

Пока такие технологии проходят испытания, но военным аналитикам уже понятно, что в условиях современного конфликта, где важна скорость и точность, они будут играть важную роль. Создатели считают, что SFIRR станет хорошим дополнением к уже существующему арсеналу.

Ракета SFIRR (Solid Fuel Integral Rocket Ramjet) — это экспериментальная разработка, в которой объединены сразу два типа двигателей: твердотопливный ускоритель и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Такая комбинация позволяет сначала быстро разогнать ракету, а затем поддерживать высокую скорость за счет сгорания топлива с использованием кислорода из атмосферы.

SFIRR в представлении нейросетей
Solid Fuel Integral Rocket Ramjet сочетает твердотопливный ускоритель и прямоточный воздушно-реактивный двигательИсточник: Recraft

После запуска твердотопливный модуль разгоняет корпус до нужной скорости, и уже тогда включается прямоточный двигатель, работающий за счет встречного потока воздуха. Он втягивает кислород, смешивает его с остатками твердого топлива, поджигает — и таким образом создает тягу. Такой тип эффективен только на высоких скоростях, поэтому его нельзя использовать с места — нужна начальная разгонная фаза.

Одно из главных преимуществ — высокая скорость полета. SFIRR может разгоняться до скоростей, приближающихся к гиперзвуковым (то есть выше 5 Махов, или пяти скоростей звука), хотя в этом конкретном случае точные данные не раскрываются. Высокая скорость делает перехват крайне сложным для противника, особенно если ракета летит на малой высоте и способна маневрировать. А большая дальность позволяет запускать ее вне зоны досягаемости вражеских систем ПВО.

Инженеры отмечают, что система также обладает модульностью — ее можно адаптировать под разные типы боеголовок и способов запуска: с самолетов, кораблей или беспилотников. В будущем эту ракету могут объединить с искусственным интеллектом или адаптивными сенсорами, чтобы она сама выбирала маршрут и реагировала на угрозы.

Ранее мы писали о том, что Китай представил флот-призрак.