
Для специалистов, особенно в сфере экспериментальной археологии, в том числе, для антрополога Джона Мюррея — сотрудника Института происхождения человека при Университете штата Аризона, ответ давно ясен: если вы знаете, как именно должен быть обработан камень, чтобы стать инструментом, вы без труда отличите его от случайного булыжника. Искусство превращения камня в инструмент называется «обтачивание кремня» или flintknapping — это особая техника, которая опирается на точный расчет силы и угла удара, а также структуры породы. Благодаря этой технике древние люди получали инструменты предсказуемой формы с острыми кромками, которые не могли появиться в природе сами по себе.
Каменные орудия важны не только как предмет материальной культуры — они, в буквальном смысле, открывают окно в прошлое человеческого рода. Самые древние из них датируются примерно 3,3 миллионами лет и связываются с ранними гомининами — далекими предками человека. Камни использовали и используют до сих пор многие приматы, например, шимпанзе, но только люди и их ближайшие, уже вымершие, предки смогли довести эту практику до совершенства. Они не просто использовали камни как есть, а сознательно и целенаправленно улучшали их: откалывали куски, придавали нужную форму, создавая таким образом специализированные инструменты для охоты, обработки шкур, резки растений или дерева.

Флинтнаппинг подразумевает дробление или скалывание породы — чаще всего при помощи ударов одним камнем об другой. Мастер наносит ударяет точно по краю камня, добиваясь образования острых осколков, или отщепов. Эти отщепы могут использоваться сразу или после доработки для создания сложных форм. Примером таких доработанных отщепов являются ручные рубила — известные многим интересующимся историей первобытных людей «слезинки» с острыми кромками. В арсенале современного флинтнаппера — не только молотки из камня, но и специальные рога, кожаные накладки, абразивы и даже защитные очки: такое ремесло требует точности и сопряжено с риском — руки мастеров часто в порезах.
При этом для обтачивания подойдет далеко не каждый камень. Необходима порода, склонная к так называемому раковистому излому — характерному гладкому сколу после удара, напоминающему раковину двустворчатого моллюска. Примером идеального материала для флинтнаппинга является обсидиан. Особенности строения материала позволяют опытному мастеру предсказать, каким будет следующий осколок, и добиться нужной формы. Даже самые древние мастера знали, какие камни лучше выбирать, чтобы их орудия служили дольше.

Определить, был ли камень инструментом, можно по нескольким признакам:
По следам отщепов — так называемым шрамам, которые остаются на ядре (основной камень) и самом отщепе. Если они не хаотичны, а располагаются в определенном порядке, отражающем сознательную работу, это верный признак вмешательства человека.
По «перкусионному бугорку» — небольшой выпуклости под точкой удара, появление которой практически исключено, если к камню не была приложена сила.
По контексту находки: если рядом много таких же камней или осколков из одинакового материала, это может указывать на древнюю мастерскую. А если орудие выполнено из камня, который не встречается в здешних местах, оно может быть свидетельством древней торговли или миграции.
Лучший способ понять, как все это работает — попробовать обточить камень самостоятельно. Мюррей, обучивший созданию каменных инструментов более сотни людей, утверждает, что это дело требует сноровки, терпения и глубокого понимания материала. Но и опыт, который приносит это занятие, оказывается бесценным: он буквально открывает перед нами окно, в которое можно увидеть повседневную жизнь наших далеких предков.