
Реализация проекта легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен был заменить легендарный Ан-2, столкнулась с серьезными проблемами. Об этом заявил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается, — сообщил Трутнев.
Полпред также, с сожалением, отметил, что России сейчас «практически нет малой авиации» и выходом из ситуации может стать ремоторизация старых Ан-2.
Однако в Минпромторге опровергли эту информацию, заявив, что работы над проектом продолжаются. В апреле с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) был заключен контракт на доработку самолета. В ведомстве уточнили, что в ходе испытаний выявились замечания по поведению машины на взлетно-посадочных режимах, но они устраняются путем модификации шасси, хвостового оперения и системы управления.
Почему проект тормозится

Изначально поставки «Байкалов» планировались на 2025 год, но затем их перенесли на 2026-й — официальной причиной назвали переход на отечественные комплектующие. При этом стоимость самолета резко выросла: если в 2019 году Минпромторг оценивал его в не более 120 миллионов рублей, то сейчас цена достигла 455 миллионов рублей за единицу. Разработчик (УЗГА) обещает снизить цену до 280 миллионов рублей, но даже эта сумма в два раза превышает первоначальные расчеты.
Осенью 2023 года Владимир Путин поручил ускорить производство «Байкала», но с тех пор проект столкнулся с рядом трудностей. В феврале «Коммерсантъ» сообщал, что из-за «драматических ошибок» его могут заморозить или передать на доработку группе S7, но в Минпромторге это опровергли.
Напомним, ЛМС-901 «Байкал» — легкий турбовинтовой самолет, способный перевозить до 9 пассажиров или 2 тонн груза на расстояние 1500–3000 километров. Он предназначен для работы на местных авиалиниях, в том числе с грунтовых ВПП, и может оснащаться лыжным или поплавковым шасси.
По Комплексной программе развития авиаотрасли, к 2030 году планировалось выпустить 139 таких машин, чтобы заменить устаревший парк Ан-2. Однако теперь судьба проекта остается под вопросом.
Пока власти ищут решение, авиакомпании и регионы, зависящие от малой авиации, остаются без современной замены «кукурузникам». Эксперты полагают, что если УЗГА не сможет довести «Байкал» до серийного производства, то проект окончательно свернут.
Читайте также нашу статью о том, как российский авиаконструктор удешевил производство «кукурузника» втрое.