Раскрыта загадка работы мозга во время озарения

Как выяснилось, человек в эту минуту по-другому воспринимает то, что видит.
Примеры изображений, показанных в ходе эксперимента
Примеры изображений, показанных в ходе экспериментаИсточник: Maxi Becker et al, 2025

Внезапное озарение при решении проблемы меняет работу головного мозга, пишет Nature Communications. Сообщается, что это выяснилось во время эксперимента с участием 31 человека.

Всем им необходимо было выполнить одну и ту же когнитивную задачу: распознать, что изображено на нескольких поначалу непонятных черно-белых изображениях. Картинки были не завершенными, и человек должен был мысленно «дорисовывать» их.

В итоге одни справлялись с головоломками методично и постепенно, а к другим решение приходило в виде внезапного прозрения. Любопытно, что не всегда изображения распознавали правильно, но в случаях инсайта ошибок было гораздо меньше. При этом те, кто испытывал ощущение «эврики», в среднем решали задачу заметно быстрее.

Но самое интересное, что в голове человека в момент озарения происходило нечто особенное. Активность мозга участников теста отслеживали с помощью магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что инсайт не только вызывает всплеск положительных эмоций, но и сильно меняет активность зрительной коры, особенно в тех областях, которые отвечают за распознавание объектов. Это означает, что решение проблемы нашлось в момент «перенастройки» восприятия изображения.

А еще озарение активизировало гиппокамп — парную структуру в височных отделах обоих полушарий мозга. Она играет большую роль в формировании памяти — сортировке информации для дальнейшего перенесения самой важной на «склад» долговременного хранения.

И озарение, похоже, «убеждает» гиппокамп в том, что полученные при появлении этого внезапного чувства данные заслуживают места в памяти. Через пять дней после эксперимента исследователи попросили участников вспомнить показанные изображения. Те, кого вдруг осенило, прекрасно помнили поставленные задачи и свои решения.

По мнению ученых, это открытие не только поможет в изучении деятельности мозга во время творческого процесса, но может быть полезно системе образования: педагогам стоит задавать ученикам подобные задачи и провоцировать у них этот волшебный момент озарения — так школьники и студенты будут надолго запоминать выученное.

Ранее выяснилось, как видеонаблюдение в общественных местах ухудшает работу мозга.