Погребающий под водой: первый построенный в Европе углеродный корабль выпустят в море

В Нидерландах строят не просто корабль, а важный элемент будущей климатической инфраструктуры. Впервые в Европе судно будет перевозить сжиженный углекислый газ, чтобы спрятать его глубоко под морским дном. Идея проста: убрать CO₂ из атмосферы — и надежно изолировать его на века.
Автор Hi-Tech Mail
Европа спускает на воду первый корабль для захоронения CO₂ под морским дном
Европа спускает на воду первый корабль для захоронения CO₂ под морским дномИсточник: Greensand Future

В Европе готовятся спустить на воду уникальное судно — первый корабль, созданный специально для транспортировки углекислого газа с целью его захоронения под морским дном. В Нидерландах на верфи Royal Niestern Sander состоится торжественное представление. Этот гигант сможет ежегодно доставлять 400 тыс. т сжиженного CO₂ в Северное море, где его будут закачивать в подземные слои у побережья Дании.

Плавсредство построено в рамках датской инициативы Greensand. Главная задача — убрать как можно больше парниковых выбросов из атмосферы и надежно спрятать их на глубине. Газ будут собирать на промышленных объектах на суше, охлаждать до жидкого состояния и по морю доставлять в район бывших нефтяных и газовых месторождений. Там его закачают в породы, расположенные почти в двух километрах под дном.

Корабль, захороняющий углерод
Корабль, захороняющий углеродИсточник: INEOS Energy

Конструкция полностью разработана и собрана в Нидерландах. Корабль для устроен так, чтобы безопасно перевозить CO₂ в сжиженном виде. Газ закачивают в специальные изолированные резервуары на борту. Эти емкости поддерживают нужное давление и холод, чтобы он не испарялся. Когда судно приплывает к месту захоронения, оно подключается к подводной станции и перекачивает CO₂ глубоко под морское дно в специально подготовленные породы.

Над проектом трудились специалисты химического гиганта INEOS и судоходной компании Wagenborg Offshore. Судно оснащено системой охлаждения и контроля давления, чтобы обеспечить безопасную доставку углекислого газа. Это первый в своем роде корабль в странах ЕС. Его называют важным звеном в формировании новой инфраструктуры для работы с выбросами.

Инициатива получила полное покрытие финансирования в декабре прошлого года. Тогда было принято окончательное решение вложиться в создание всей технологической цепочки: от сбора газа до его закачки в недра. На первом этапе планируют удалять из атмосферы 400 тыс. т в год, а к 2030-му выйти на объемы до 8 млн т. Общая сумма вложений оценивается в 150 млрд долларов.

Судно будет собирать углекислый газ на промышленных объектах
Судно будет собирать углекислый газ на промышленных объектахИсточник: Recraft

Финальный пункт маршрута — платформа Nini West в датской части Северного моря. Там газ будут закачивать в древние геологические структуры, где раньше находились нефть и газ. Ученые уверены, что такие породы способны удерживать CO₂ в течение миллионов лет. Подобные технологии уже применяются в других странах, но для Евросоюза это будет первый подобный проект в полном масштабе.

Для северных регионов Нидерландов это событие тоже важное. Местная промышленность давно ищет свое место в новой «зеленой» экономике. Этот корабль — доказательство, что у инженеров региона есть потенциал решать задачи на стыке климата и современных технологий.

Ранее мы писали об этих 10% человечества, из-за которых усугубляется глобальное потепление.