
Археологи из Университета Тулейн совместно с проектом «Темпло Майор» в Мексике в своем новом исследовании выяснили, как обсидиан — вулканическое стекло, которое широко использовалось в доколумбовой Месоамерике — перемещался по регионам и формировал повседневную, экономическую и религиозную жизнь в столице империи ацтеков — Теночтитлане. Работа, опубликованная на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, представляет собой крупнейшее на сегодняшний день исследование обсидиановых артефактов, найденных в районе главного храма империи — Темпло Майор, который на территории современного Мехико.
Анализ 788 артефактов позволил установить, что, хотя ацтеки в основном предпочитали обсидиан из месторождения Сьерра-де-Пачука, на территорию их столицы поступали и материалы как минимум из семи других регионов, включая отдаленные районы за пределами границ империи, например, Укарео в землях пурепеча на западе Мексики. Это указывает на наличие у ацтеков сложной и разнообразной экономической системы, которая опиралась не только на военные завоевания, но и на активную торговлю с другими культурами, включая потенциальных врагов.

Автор исследования, Диего Матадамас-Гомора из Университета Тулейн подчеркивает, что разнообразие типов обсидиана, особенно в повседневных предметах, говорит об активном рыночном обмене, а не о централизованном государственном распределении. При этом почти 90% артефактов оказались изготовлены из зеленого обсидиана с Сьерра-де-Пачука, особенно те, которые были связаны с религиозными ритуалами — миниатюрное оружие, украшения, инкрустации для скульптур. Этот обсидиан, помимо своей эстетической ценности, имел и символическое значение, так как ассоциировался с мифическим городом Толлан.
В то же время обсидиан из других регионов — Отомба, Тулансинго, Эль-Параисо — чаще использовался для изготовления инструментов, в связи с чем археологи чаще всего находят его в строительных слоях. Это обстоятельство подтверждает доступность такого обсидиана для широких слоев населения и то, что он распространялся через местные рынки.
Исследователи также отследили, как менялся характер использования обсидиана со временем — с момента основания Теночтитлана в 1375 году до его падения в 1520 году. На ранних этапах вулканическое стекло из самых разных регионов активно применялось и в ритуальной, и в повседневной жизни. Однако после укрепления власти ацтеков около 1430 года возникла четкая стандартизация: обсидиан для религиозных целей почти исключительно поступал из Сьерра-де-Пачука, что говорит о том, что культовая практика была централизована и унифицирована.

Работа была проведена с использованием портативной рентгенофлуоресцентной спектроскопии (pXRF) — неинвазивного (то есть, не разрушающего) метода, который позволяет точно определить геохимический «отпечаток» каждого артефакта. Благодаря сотрудничеству с мексиканским Национальным институтом антропологии и истории (INAH), археологи смогли объединить современные научные методы с глубоким погружением в культурный контекст, предоставив более полную картину жизни в сердце империи.
Как отмечает соавтор исследования, профессор антропологии Джейсон Несбитт, полученные данные не только раскрывают масштабы влияния и сложность империи ацтеков, но и демонстрируют, как современные технологии могут значительно расширить наше понимание древних обществ.
Кстати, недавно мы рассказывали, как археологи отличают каменные инструменты древних людей от обычных камней.