Производство организовано на Курганмашзаводе. Уже в 2026 году с конвейера сойдут не менее 40 машин, и объемы планируют наращивать, сообщили в Ростехе.
Прыжок с трамплина и подъем с шеститонным грузом: испытания по-арктически
В честь Дня полярника Ростех впервые опубликовал кадры реальных испытаний вездехода. ТМ-140 выдержал прыжок с трамплина высотой 70 см и мягко вошел в воду — благодаря герметичному корпусу и широким гусеницам. А затем — показал впечатляющий результат: взобрался на крутой склон с грузом в 6 тонн, что на 50% превышает заявленную грузоподъемность.

Такой запас прочности особенно важен в условиях Севера, где техника должна быть готова к форс-мажору: застрявшую машину эвакуировать бывает невозможно, а доставка вертолетом — не всегда возможна из-за погоды.
Четыре модификации и расширенная автономность
С 2026 года ТМ-140 будет доступен в четырех комплектациях:
Грузовая (базовая) — с открытой платформой для перевозки;
Пассажирская — для транспортировки бригад;
Мастерская — с оборудованием для ремонтных работ;
Крано-манипуляторная установка — для погрузочно-разгрузочных задач.
Машину можно оснастить дополнительным модулем электростанции, спасательным оборудованием, тёплым отсеком и дополнительными топливными баками, что увеличивает запас хода до 870 км. Это делает ТМ-140 особенно актуальной для использования в регионах, где даже авиация не всегда справляется.
Арктика приняла: ТМ-140 уже работает в МЧС
Снегоболотоходы уже поставляются в арктические аварийно-спасательные центры МЧС России. Машины проходят службу в Республике Коми, Чукотке, Якутии, Архангельской и Мурманской областях. Каждая партия проходит жёсткие приёмочные испытания, включая экстремальные климатические и грузовые тесты.
Не только мощь, но и ум
ТМ-140 — результат многолетней инженерной доработки. Несмотря на внушительные размеры и вес, машина развивает до 45 км/ч по суше и 5 км/ч на воде, а её проходимость позволяет преодолевать снежные заносы, болота и уклоны до 30°.
Одна из инженерных «фишек» — система экстренного пуска двигателя при разряженных аккумуляторах. Даже при падении заряда ниже 20% машина заведется. Это особенно важно в зимних условиях, где потеря энергии может означать не только остановку техники, но и угрозу для экипажа.

Зачем России такие вездеходы?
Эксплуатация техники в условиях Севера — отдельная инженерная дисциплина. ТМ-140 востребован у геологов, энергетиков, спасателей и строителей, работающих в удалённых районах, где нет ни дорог, ни связи, ни инфраструктуры.
Большая часть территории России относится к зонам с трудной логистикой. Техника вроде ТМ-140 — фактически единственный способ добраться до таких точек зимой.
Мы возобновляем крупносерийное производство этой машины, которое было на паузе с 2022 года. В плане на 2026 год — минимум 40 машин, производственные мощности позволяют сделать значительно больше.
Краткие характеристики ТМ-140:
Грузоподъемность | до 4 тонн (испытано: до 6 тонн) | |
Скорость по суше | до 45 км/ч | |
Скорость на воде | до 5 км/ч | |
Запас хода (макс.) |
| |
Угол подъема |
| |
Количество комплектаций |
| |
Температурный диапазон | до –45°C до +40°C | |
Напомним, недавно мы подробно рассказывали о том, как российский снегоболотоход ТМ-140 испытали Арктикой. Посмотреть и узнать подробности можно здесь.