Ростех возобновляет крупносерийное производство вездеходов ТМ-140: техника для настоящего севера

Вездеход, способный нырять, карабкаться в гору и работать при -50°C, снова в строю. Холдинг «Высокоточные комплексы» (входит в госкорпорацию Ростех) объявил о возобновлении крупносерийного производства легендарного снегоболотохода ТМ-140. Машина, созданная для работы в экстремальных условиях Крайнего Севера и Арктики, теперь будет выпускаться в четырех комплектациях — от базовой грузовой до специализированной спасательной.
Выпускающий редактор Hi-Tech Mail

Производство организовано на Курганмашзаводе. Уже в 2026 году с конвейера сойдут не менее 40 машин, и объемы планируют наращивать, сообщили в Ростехе.

Прыжок с трамплина и подъем с шеститонным грузом: испытания по-арктически

В честь Дня полярника Ростех впервые опубликовал кадры реальных испытаний вездехода. ТМ-140 выдержал прыжок с трамплина высотой 70 см и мягко вошел в воду — благодаря герметичному корпусу и широким гусеницам. А затем — показал впечатляющий результат: взобрался на крутой склон с грузом в 6 тонн, что на 50% превышает заявленную грузоподъемность.

ТМ-140 передвигается по воде
Фото: кадр из программы #НашКраш (rostec.ru)

Такой запас прочности особенно важен в условиях Севера, где техника должна быть готова к форс-мажору: застрявшую машину эвакуировать бывает невозможно, а доставка вертолетом — не всегда возможна из-за погоды.

Четыре модификации и расширенная автономность

С 2026 года ТМ-140 будет доступен в четырех комплектациях:

  • Грузовая (базовая) — с открытой платформой для перевозки;

  • Пассажирская — для транспортировки бригад;

  • Мастерская — с оборудованием для ремонтных работ;

  • Крано-манипуляторная установка — для погрузочно-разгрузочных задач.

Машину можно оснастить дополнительным модулем электростанции, спасательным оборудованием, тёплым отсеком и дополнительными топливными баками, что увеличивает запас хода до 870 км. Это делает ТМ-140 особенно актуальной для использования в регионах, где даже авиация не всегда справляется.

Арктика приняла: ТМ-140 уже работает в МЧС

Снегоболотоходы уже поставляются в арктические аварийно-спасательные центры МЧС России. Машины проходят службу в Республике Коми, Чукотке, Якутии, Архангельской и Мурманской областях. Каждая партия проходит жёсткие приёмочные испытания, включая экстремальные климатические и грузовые тесты.

Не только мощь, но и ум

ТМ-140 — результат многолетней инженерной доработки. Несмотря на внушительные размеры и вес, машина развивает до 45 км/ч по суше и 5 км/ч на воде, а её проходимость позволяет преодолевать снежные заносы, болота и уклоны до 30°.

Одна из инженерных «фишек» — система экстренного пуска двигателя при разряженных аккумуляторах. Даже при падении заряда ниже 20% машина заведется. Это особенно важно в зимних условиях, где потеря энергии может означать не только остановку техники, но и угрозу для экипажа.

ТМ-140 покоряет болотную местность
Фото: кадр из программы #НашКраш

Зачем России такие вездеходы?

Эксплуатация техники в условиях Севера — отдельная инженерная дисциплина. ТМ-140 востребован у геологов, энергетиков, спасателей и строителей, работающих в удалённых районах, где нет ни дорог, ни связи, ни инфраструктуры.

Большая часть территории России относится к зонам с трудной логистикой. Техника вроде ТМ-140 — фактически единственный способ добраться до таких точек зимой.

Мы возобновляем крупносерийное производство этой машины, которое было на паузе с 2022 года. В плане на 2026 год — минимум 40 машин, производственные мощности позволяют сделать значительно больше.
Ростех

Краткие характеристики ТМ-140:

Грузоподъемность
до 4 тонн (испытано: до 6 тонн)
Скорость по суше
до 45 км/ч
Скорость на воде
до 5 км/ч
Запас хода (макс.)
до 870 км
Угол подъема
до 30°
Количество комплектаций
4 + доп. опции
Температурный диапазон
до –45°C до +40°C


Напомним, недавно мы подробно рассказывали о том, как российский снегоболотоход ТМ-140 испытали Арктикой. Посмотреть и узнать подробности можно здесь.