
Благодаря дендрохронологическому анализу деревянных балок, гробницу датировали 834 годом нашей эры. Это захоронение поразило ученых не только своим богатством, но и артефактами, найденными рядом с останками: внутри погребальной камеры археологи обнаружили множество предметов: одежду, хозяйственный инвентарь, останки домашних животных.
Особое место среди этих находок занял уникальный не только по своему исполнению, но и по смысловому наполнению кусок текстиля, который назвали Осебергским гобеленом. Размер сохранившегося фрагмента гобелена составляет около 16 на 23 сантиметра, и хотя сегодня он выглядит блеклым и выцветшим, первоначально нити были окрашены в яркие цвета при помощи природных красителей. Остатки красного пигмента все еще видны в геометрических узорах и концентрических кругах. Исследователи считают, что первоначально полотно было гораздо больше, но большая часть его, к сожалению, истлела.
Смысл сложного орнамента, выполненного из шерсти, шелка и льна, до сих пор остается предметом жарких споров специалистов. Фигуры людей, животных, колесниц и построек формируют на полотнище гобелена сцену, которую некоторые ученые интерпретируют как похоронную процессию. В центре композиции, как предполагается, находится огромное дерево, вероятно, символизирующее Иггдрасиль — древо мира в скандинавской мифологии. Мужчины и женщины на полотне облачены в ритуальные одежды, многие держат оружие, а общий стиль гобелена — линейное повествование, как в комиксах — напоминает знаменитый Байеский гобелен, созданный более чем двумя столетиями позже во Франции.

Особый интерес вызывает изображение воина в рогатом шлеме — мы привыкли ассоциировать такие головные уборы с викингами, хотя пока что ни одного рогатого шлема археологи не обнаружили. Многие ученые даже считают, что такие шлемы — не более чем миф, который зародился в XIX веке, однако этот фрагмент Осебергского гобелена может служить веским доказательством того, что рогатые шлемы все же существовали — возможно, не как боевое снаряжение, а как часть культовых костюмов, предназначенных для особых церемоний.
Сегодня гобелен хранится в коллекции Музея эпохи викингов в Осло, и ученые продолжают кропотливую работу по изучению его фрагментов. Их задача — воссоздать полное изображение с помощью цифровых технологий, словно сшивая ткань вновь, но уже виртуально. Этот уникальный артефакт остается бесценным источником знаний о культуре, верованиях и символике одного из самых загадочных народов средневековой Европы.
Ранее ученым пришлось в корне пересмотреть свои взгляды на жизнь викингов. Заставили их это сделать многочисленные погребения женщин с боевым оружием.