
Нейробиологи из Пекинского педагогического университета выяснили, что наша способность запоминать свойства знакомых нам объектов, например, цвет банана или форму яблока, тесно связана с тем, как в мозге взаимодействуют области, отвечающие за зрительное восприятие и язык.
Когда человек видит знакомый предмет, например желтый банан, у него активируются области мозга, которые связаны с восприятием визуальной информации, в частности вентральная затылочно-височная кора (VOTC). Однако эти же участки возбуждаются и тогда, когда человек просто слышит или читает слово «банан» и вспоминает его характерный цвет. Ранее специалисты уже замечали, что у пациентов с деменцией и повреждениями в дорсальной части височной доли (ATL) есть трудности с воспроизведением знаний о цвете объектов, даже если их зрительная система функционирует нормально. Это обстоятельство навело ученых на мысль, что само знание о цвете предметов может зависеть не от зрительного восприятия как такового, а от того, насколько эффективно мозг связывает зрительную информацию с языковыми структурами.
В новом исследовании ученые решили проверить, как повреждение нейронных связей между языковыми зонами мозга и областью VOTC влияет на способность распознавать типичные цвета объектов. Для этого они сравнили поведение 33 пациентов, которые перенесли инсульт, с контрольной группой из 35 здоровых добровольцев. Всем участникам предлагалось пройти тесты на знание цвета различных объектов, в то время как активность мозга каждого из них измерялась с помощью функциональной МРТ, а белое вещество оценивалось с помощью диффузионной визуализации, которая позволяет проследить нейронные пути между различными участками мозга.

Результаты показали, что чем крепче были связи между языковыми зонами и областью визуального восприятия, тем точнее испытуемые могли определить правильный цвет предметов. Более того, сила этих связей прямо коррелировала с уровнем активности в VOTC, указывая на то, что язык не просто сопровождает зрительное восприятие, а структурирует его на глубинном уровне. Эти различия невозможно было объяснить одной лишь тяжестью перенесенного инсульта или нарушениями других когнитивных процессов, например, распознавания цвета без привязки к объекту.
Результаты исследования, очевидно, подтверждают, что язык является неотъемлемой частью системы хранения сенсорной информации в мозге. Повреждение соединений между языковыми и зрительными зонами нарушает не только речь или память, но и базовое восприятие того, что мы считаем «знанием об объекте». Как отмечают авторы, их открытие показывает, что язык — это не просто инструмент общения. Он — один из ключевых элементов протекающего в мозге процесса преобразования чувственного опыта в структурированное знание.
Ранее нейробиологи обнаружили скрытую способность музыки изменять память.