NASA тестирует новые способы посадки в инопланетных местностях со сложным рельефом

До далеких планет мало долететь. На их поверхность нужно безопасно сесть. Инженеры и исследователи NASA испытывают технологиям точной посадки на высоких скоростях в условиях сложных рельефов местности.
Автор Hi-Tech Mail
ракета по время приземления
Ракета-носитель New Shepard приземляется во время летных испытаний 4 февраля 2025 года. Фото: Blue OriginИсточник: https://phys.org/

Разработка новых технологий, которые помогут будущим космическим миссиям успешно совершать безопасные и мягкие посадки, является важнейшей областью космических исследований. Это особенно актуально для будущих пилотируемых полетов на Луну и Марс. Управление космических технологий НАСА (STMD) проводит регулярные испытания различных летательных аппаратов, помогая исследователям быстро совершенствовать критически важные навигационные осадочные системы.

Летные испытания направлены на усовершенствованных алгоритмов наведения и навигации с учетом рельефа местности, своевременное обнаружением опасностей с помощью лидара и оптики и составлением карт в режиме ограниченного времени. LiDAR (Light Detection and Ranging) — лазерная технология дистанционного сканирования поверхностей с моментальным составлением трехмерных карт (прим. ред.).

С начала этого года STMD оказал поддержку в испытаниях четырех технологий точной посадки и обнаружения опасных объектов для НАСА, ряда университетов и коммерческих предприятий, занятых в космической отрасли. Передовые решения были применены на суборбитальной ракетной системе, скоростном реактивном самолете, вертолете и испытательном стенде спускаемого аппарата с ракетным двигателем. Четыре технологии точной посадки были протестированные на четырех различных летательных аппаратах в течение четырех месяцев.

аппарат с LiDAR
Лидарная система обнаружения опасных объектов.Источник: https://phys.org/
Проводя летные испытания этих технологий на Земле на траекториях и скоростях, соответствующих космическому полету, мы демонстрируем их возможности и подтверждаем их реальными данными для перехода от лабораторных технологий к применению в полетах. Эта работа также сигнализирует промышленности и другим партнерам о том, что мы готовы выйти за рамки НАСА и научных кругов и перейти к следующему поколению аппаратов для посадки на Луну и Марс.
Джон М. Карсон III
менеджер по технической интеграции STMD в области точной посадки в Космическом центре имени Джонсона NASA в Хьюстоне

В период с февраля по май при поддержке NASA были проведены следующие летные испытания:

  • Определение ориентиров для расчета точных навигационных решений приборов Multi-Environment Navigator (DMEN) компании Draper, технологии навигации и обнаружения опасностей на основе визуального восприятия, при посадке на Луну;
  • Сбор данных на борту многоразовой суборбитальной ракетной системы New Shepard компании Blue Origin для перспективной доставки полезных грузов НАСА в рамках инициативы «Коммерческие лунные сервисы полезной нагрузки» (CLPS);
  • Сканирование поверхности Земли на ракетных скоростях с определением ориентиров для расчета точного навигационного решения посадки;
  • Испытание во время высокодинамичных маневров и изменяемых траекторий полета навигационного доплеровского лидара Psionic (PSNDL), который собирал навигационные данные на различных высотах, скоростях и постоянно меняющейся ориентации в пространстве.

Компания Psionic лицензировала навигационную доплеровскую лидарную технологию NASA, разработанную в исследовательском центре Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния, и создала свою собственную миниатюрную систему с улучшенной функциональностью и резервированием компонентов, что сделало ее более надежной для космических полетов.

В феврале PSNDL вместе с полным комплектом навигационных датчиков был установлен на борту самолета F/A-18 Hornet и прошел летные испытания в рамках программы NASA «Армстронг».

 F/A18 Hornet в воздухе
Палубный многоцелевой самолет F/A18 Hornet — работает не только на ВМФ США, но и на NASA.Источник: https://www.nasa.gov/

В течение нескольких дней самолет выполнял различные фигуры высшего пилотажа, включая большую петлю в виде восьмерки над Долиной Смерти в Калифорнии. Во время этих полетов PSNDL собирала навигационные данные, необходимые для захода на посадку на Луну и Марс.

Высокоскоростные летные испытания продемонстрировали точность датчика и навигации в сложных условиях, что помогло подготовить технологию к посадке роботов и пилотируемых миссий на Луну и Марс.

Исследователи из Центра космических полетов имени Годдарда NASA в Гринбелте, штат Мэриленд, разработали современную сенсорную систему обнаружения опасных объектов Lidar (HDL), которая позволяет быстро сканировать со снижающегося на высокой скорости летательного аппарата поверхность внизу и наносить ее на карту, Поиск безопасных посадочных площадок в сложных местах наверняка пригодится как на Луне и Марсе, так и, например, на Европе, спутнике Юпитера со сложным рельефом.

Посадка на луну и Марс
Навигационный доплеровский лидар NASA состоит из корпуса, содержащего электрооптические и электронные компоненты, и оптической головки с тремя оптическими «глазами». Фото: NASAИсточник: https://phys.org/

Лидар с HDL-сканированием создает трехмерные цифровые карты высот в режиме реального времени, обрабатывая около 15 миллионов отраженных лазерных импульсов и составляя карту местности размером с два футбольных поля всего за две секунды.

В середине марта исследователи протестировали HDL с вертолета в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде, пролетев над похожим на Луну испытательным полем со скалами и кратерами. Лидар собрал множество снимков с разных высот и углов обзора, чтобы смоделировать ряд сценариев посадки и создать навигационные карты в режиме реального времени. Предварительный анализ данных показывает отличную производительность системы HDL.

HDL является компонентом комплекса технологий NASA «Эволюция интегрированных возможностей безопасной и точной посадки» (SPLICE). Система снижения и посадки SPLICE объединяет в себе множество компонентов, таких как авионика, датчики и алгоритмы, что позволяет выполнять посадку в труднодоступных местах. Команда HDL также продолжает тестировать и совершенствовать датчик для ов и коммерческого применения.

Алгоритмы управления спуском, разработанные Государственным университетом Сан-Диего (SDSU) и обеспечивающие точное наведение на посадку при минимальном расходе топлива, направлены на повышение точности посадки автономного космического аппарата и предотвращение опасных ситуаций.

Посадка Аполлона на Луну
Во время полетов «Аполлона» точность посадки на Луну составляла 10 на 3 километра.Источник: https://phys.org/

В ходе серии летных испытаний в апреле и мае, проведенных при поддержке программы NASA «Возможности полета», экспериментальное университетское программное обеспечение было интегрировано в суборбитальный посадочный модуль Astrobotic Xodiac с помощью решений компании Falcon ExoDynamics в рамках конкурса NASA TechLeap Prize «Ночная посадка на точность». Алгоритмы могут быть использованы при полетах людей и роботов на Луну, а также при полетах на Марс на кораблях с большой массой.

Совершенствуя эти и другие технологии навигации, точной посадки и обнаружения опасных объектов путем проведения регулярных летных испытаний, Управление космических технологий NASA уделяет приоритетное внимание безопасному и успешному приземлению в сложных планетарных условиях для будущих космических миссий.