
В Средиземном море у острова Ибица нашли «девятинога» — осьминога, который отрастил себе дополнительное щупальце, пишет издание Animals. Сообщается, что биологи наблюдали за ним несколько месяцев подряд и пришли к выводу, что это не патология, а проявление удивительной способности природы приспосабливаться к разным условиям.
Как объяснили ученые, «невооруженным глазом» видно, что недавно животное сильно пострадало — очевидно, при встрече с хищником: некоторые щупальца заметно меньше остальных и выглядят недоразвитыми. То есть они отросли на месте утраченных. Но самое интересное, что осьминог потерял три «ноги», а взамен у него выросли целых четыре. Это потому, что два щупальца восстановились как обычно, а третье раздвоилось и образовало вместо одной массивной «конечности» две более тонких. Это явление называется бифуркацией.
Заинтригованные ученые решили выяснить, как это повлияло на дальнейшую жизнь моллюска и обнаружили, что раздвоенное щупальце абсолютно не сделало его слабее или уязвимее. Осьминог активно использовал свои новые маленькие «руки» для поиска и поглощения пищи, притом для большего удобства даже несколько разделил их «обязанности»: одна больше занималась разведкой, а другая весьма ловко управлялась с едой.
Впрочем, с обновленным строением тела все же возникли некоторые неудобства, но осьминог как существо очень умное быстро их устранил. К примеру, при появлении хищника головоногие для защиты часто принимают очень интересную «воинственную» позу: поднимают свои щупальца вверх так, чтобы присоски были направлены наружу, а голова и рот были прикрыты. От этого осьминог кажется крупнее, создает впечатление «колючести» и при этом от стресса темнеет, что и используется для отпугивания врага. Так вот, те самые «две ноги вместо одной» в этой позе создают зазор, то есть уязвимое место. Но моллюск догадался их скрещивать в букву Х, и проблема решилась: биологи своими глазами видели, как при использовании осьминогом этой техники мурена при встрече с ним отступила.
Обнаружилась и еще одна любопытная новая «привычка». Тот же нежелательный промежуток из-за раздвоенности щупальца мешал осьминогу ловить добычу с помощью известного приема web-over: он накрывает собой жертву, как плащом, прижимает ко дну и подтягивает ко рту. Однажды у него рыба при этом сбежала через зазор, но он и тут не растерялся: стал подгибать две маленькие «ноги» под себя и при этом наваливаться на добычу как бы сбоку, чтобы максимум усилий прикладывали более массивные щупальца.
Все это еще раз подтверждает исключительные умственные способности этих животных, подчеркнули исследователи. Вдобавок они отметили, что осьминог прекрасно помнит о своей травме: в каких-то опасных ситуациях он отросшие щупальца старается использовать как можно меньше, он их явно бережет.
Напомним, осьминоги особенно примечательны уникальным устройством своей нервной системы: каждое его щупальце — практически отдельный «организм», в котором размещена собственная сеть нейронов, как бы «свой мозг». Это становится очевидным как раз в момент, когда головоногий лишается «конечности»: она не падает безвольно, а неистово извивается.
Ранее биологи обнаружили неожиданные факты о пристрастии птиц к алкоголю.