
В интернете появилась свежая фотография нового китайского боевого самолета — J-36. Если кадр подлинный, он показывает действительно необычную деталь: в кабине два кресла, установленных рядом, как в бомбардировщике. Для истребителей это редкость. Обычно пилоты располагаются друг за другом — так уменьшается сопротивление воздуху. А тут — компоновка как у российского Су-34. Это может сигнализировать о задачах, где одному летчику не справиться: например, в сложных миссиях или при управлении навороченной электроникой.
На снимке можно разглядеть и другие особенности. Под фюзеляжем видно три внутренних отсека для вооружения. Центральный — крупный, по бокам — два меньше. Это значит, что внутри размещается широкий арсенал: от легких ракет до тяжелых дальнобойных зарядов. Раньше никто точно не знал, есть ли у аппарата боковые отсеки, но фотография подтверждает их наличие.
Еще одна деталь — три воздухозаборника: два внизу и один сверху. Такая конструкция говорит о возможном использовании трех двигателей. Это встречается редко: современные боевые машины обычно обходятся двумя. Три турбины дают мощную тягу — что особенно ценно для перевозки тяжелой нагрузки или полетов на дальние расстояния. Правда, такая схема более прожорлива и сложна в обслуживании.
Носовая часть J-36 закрыта стеклом с золотистым оттенком — скорее всего, это окошки для сенсоров и систем наведения. Плавные линии корпуса и особая форма воздухозаборников тоже говорят о стремлении сделать машину как можно менее заметной для радаров.
По оценкам китайских специалистов, J-36 больше и тяжелее действующего J-20 — его длина может достигать 23 м, а масса — до 54 т. Это выводит его в один ряд с многоцелевыми стелс-платформами, вроде американского B-21. Такие аппараты умеют выполнять сразу несколько заданий: наносить удары, вести разведку, запускать ракеты по наземным целям и другое.

В целом истребители шестого поколения пока существуют в виде прототипов и концептов, но их облик уже складывается: это самолеты с гладким, угловатым корпусом без вертикального оперения, выполненные по схеме летающего крыла или сливающегося фюзеляжа и крыла. Они почти всегда беспилотные или с возможностью работы в двух режимах — с пилотом и без. Такие машины предполагается оснастить искусственным интеллектом, стелс-технологиями нового уровня, гиперзвуковым оружием и управлением группой дронов прямо в бою.
Получается, что Китай работает над не просто новым истребителем, а универсальной боевой машиной. Такой, что сможет решать задачи и перехвата, и нанесения ударов по далеким объектам. Если разработка завершится успешно, китайская авиация станет еще смертоноснее и военный баланс в воздухе в ближайшие десятилетия рискует сместиться в сторону Азии.
Ранее мы писали о том, что представлен Phantom 3500 — уникальный самолет без иллюминаторов.