
Осьминог (лат. Octopus) заслуженно пользуется репутацией самого «умного» беспозвоночного животного, способного к приручению. Осьминожий геном сложнее человеческого, а свобода движений его щупалец вызывает белую зависть конструкторов роботов-манипуляторов. Ряд биологов даже требует называть его щупальца руками или хотя бы конечностями.
Однако с античных времен у скользких, холодных, живущих на глубине и вооруженных присосками осьминогов возникла дурная слава принадлежности к враждебным человеку темным силам. Такой стереотип особенно усилился в период Великих географических открытий, когда моряки в тропических морях столкнулись с гигантскими головоногими. Появилась легенда о Кракене — воплощении дьявола в виде гигантского спрута. Тогда же появились так называемые «осьминожьи карты» (octopus maps), на которых изображались морские гады. По замыслу авторов они должны были вызвать у людей те или иные эмоции — отвращение, страх, ненависть — направленные на некий изображенный на карте объект, например на неприятельское государство или представителей враждебной религиозной конфессии.
Осьминоги были одним из любимых символов картографов на протяжении сотен лет — они использовались для обозначения угроз, исходящих от политических движений, финансовых систем, враждебных империй и просто от абстрактного зла.

Новое исследование Северо-Восточного университета штата Мэн, опубликованное в сборнике Proceedings of the 2025 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems («Труды конференции CHI 2025 по человеческому фактору в компьютерных системах»), показало, что изображения осьминогов вызывают глубокий неосознанный отклик у людей, склонными к подозрительности и конспирологическому мышлению. И этим успешно пользовались и пользуются политические и религиозные пропагандисты, производители антирекламы, деятели тоталитарных сект и прочие авантюристы и манипуляторы массовым сознанием.
Майкл Коррелл, доцент-исследователь Северо-Восточного университета, отмечает, что не обязательно демонстрировать на карте, странице книги или на экране электронного устройства реального осьминога. Можно использовать стилизованные и ассоциативные изображения, агрессивные красные и черные стрелки, изогнутые линии, заставляя людей включать отрицательные эмоции.

Коррелл изучает визуализацию данных, информационную этику и то, как люди взаимодействуют с компьютерами. Во время пандемии он начал собирать «карты осьминогов», решив выяснить, как спрутовая символика развивались в средневековой и новейшей истории.
Исследуя сотни примеров, в которых осьминоги олицетворяют все, что угодно, от социальной культуры до фашизма и компании Standard Oil, Коррелл приходит к выводу, что изображения осьминогов являются скорее инструментом пропаганды, нежели руководством к прямому действию.
Это жанр пропагандистской карты, где вы пытаетесь представить своего противника в виде большой зловещей силы, которая присутствует повсюду и пытается все контролировать. Вам решать, что это за большая зловещая сила, но обычно это другая страна, другая идеология, иногда религия, иногда компания или корпорация, иногда отдельный человек. Использование таких карт не относится только к одной стороне — противники нередко изображают в виде спрутов друг друга.
Практически у каждой крупной воюющей стороны в обеих мировых войнах были агитационные материалы, на которой противники были изображены в виде осьминога. Есть карты с изображением немецкого и французского осьминогов времен Первой мировой войны, немецкого, американского и русского осьминога времен Второй мировой войны и так далее.

Коррелл определил, что «карты осьминога», как правило, содержат шесть элементов:
- Центральное положение осьминога-неприятеля;
- Реалистичность («щупальцевидность»);
- Широкий охват;
- Интенциональность, готовность к действию;
- Хваткость и проворство;
- Очевидная угроза.
По мнению ученого изображения подчеркивают контролирующее влияние осьминога, которое распространилось повсюду. Также присутствует скрытый аргумент в пользу того, что справиться с одной угрозой недостаточно. Как и у Лернейской Гидры, недостаточно отрубить одно щупальце, надо отрезать их все, а лучше еще и уничтожить голову.
На большинстве агитационных и карикатурных «карт осьминога» видно, что конечности этого существа намеренно тянутся к соседним областям, что представляет безусловную угрозу для региона.
Иногда карты не так очевидны, однако это не означает, что они обязательно менее эффективны. Чтобы продемонстрировать это, Коррелл и аспиранты Эдуардо Пуэрта и Шани Спивак показали группе участников исследования набор карт, на которых изображен вымышленная страна «Хаскиленд» и ее военные базы в соседних странах. Затем участников спросили, согласны ли они (и в какой степени) с утверждениями, касающимися тех или иных карт.

Среди вариантов ответов были такие: «Хаскиленд расширяет военное присутствие» и «Хаскиленд использует эти базы для осуществления военного или политического контроля над соседями». Именно их и выбрали большинство участников опроса. По мнению Коррелла, люди без всяких подсказок определяли отношения между «Хаскилендом» и его соседями как напряженные или враждебные.
Основной наблюдаемый эффект, заключался в том, что чем больше у людей было связей с похожей страной, тем больше вероятность того, что они будут воспринимать ее как обладающую свойствами осьминога. И чем более индивид склонен к конспирологии и бинарности мышления, тем эффективнее пропаганда. Причем не исключено, что сознание будет подвергаться давлению с двух сторон, если человек просматривает ресурсы разной идеологической и политической направленности. По мнению Коррелла, это важный урок в век все более изощренных информационных войн.
Об удивительном крошечном осьминоге в виде лепешки, обитающем на километровой глубине, читайте в материале Hi-Tech Mail.