
Это были времена, когда мириады только что возникших разрозненных субатомных частиц впервые начали соединяться друг с другом и образовали полноценные атомы. По большей части это были самые простые атомы, которые только могут существовать — атомы водорода. Напомним, такой атом состоит лишь из одного протона и одного электрона. Благодаря такому объединению летающие по космическому пространству фотоны получили свободу, то есть открытое пространство для распространения. Именно эти фотоны и составляют то, что называется реликтовым излучением.
После этого на сотни миллионов лет Вселенную заполнил непроглядный водородно-гелиевый «смог». Это время назвали Темными веками. А потом в этом «смоге» образовались сгустки, они стали коллапсировать под действием гравитации, и так загорелись первые звезды, а из них сформировались целые галактики. Их свет стал «бомбардировать» окружающий водородный «туман» и снова разбивать в нем атомы на отдельные протоны и электроны.

Этот процесс называется реионизацией или повторной ионизацией. Почему «повторной»: потому что полноценные атомы снова превратились «неполноценные», которыми и были изначально — в ионы. Протон — это, по сути, «водород без электрона», ион водорода. Так вот, эта реионизация и известна в истории Вселенной как «космический рассвет». Астрофизики подчеркивают, что без четкого понимания событий тех времен невозможно составить понятную картину нашего мироздания.
До сих пор изучать эти события можно было только с помощью телескопов за пределами атмосферы Земли, то есть телескопов космических: наша атмосфера «заглушает» реликтовое излучение. Но недавно одна обсерватория на планете смогла сделать то, что считали невозможным — увидеть едва заметные «следы», которые оставил во Вселенной свет ее первых звезд.
Такие беспрецедентные возможности продемонстрировал комплекс микроволновых телескопов Cosmology Large Angular Scale Surveyor (CLASS), который работает в чилийской пустыне Атакама на высоте более пяти километров над уровнем моря — высоко в горах.

Конечно, даже при таком расположении приходилось использовать всевозможные фильтры для устранения атмосферных шумов, но поражает сам факт того, что эти телескопы «видят» то, что сохраняется от первого света во Вселенной.
А кроме того, хоть космические телескопы в этом смысле и имеют явное преимущество, у них есть и определенные «слабые места»: к примеру, их после запуска в космос уже нельзя «перенастроить», чтобы понаблюдать именно так, как нужно, так что наземная обсерватория для таких наблюдений — настоящий подарок.
Ранее российские астрономы объяснили поведение необычного объекта в космосе.