Китайский поезд нового поколения на магнитной подушке установил впечатляющий рекорд. В провинции Хубэй на специально оборудованной трассе экспериментальный состав массой чуть больше тонны смог набрать скорость 650 км/ч всего за семь секунд. Это произошло на отрезке длиной в один километр. Такой результат стал возможен благодаря современным технологиям, позволяющим двигаться без колес — за счет магнитных сил.
Вместо привычного контакта с рельсами вагон буквально парит над полотном. Его поддерживает и ускоряет система на основе электромагнитного привода и постоянных магнитов. Вся конструкция устроена так: вдоль пути установлены специальные катушки, которые создают изменяющееся магнитное поле. Оно взаимодействует с магнитами на поезде, создавая подъемную силу и тягу. Такой принцип позволяет свести к минимуму трение, а значит — сильно увеличить разгон и снизить износ механизмов.

Используется технология так называемого high-temperature superconducting maglev (с англ. маглев на основе высокотемпературной сверхпроводимости). Когда материал охлаждают до определенной температуры (обычно жидким азотом), сопротивление теряется и ток течет без потерь. Это делает электромагнитную систему мощной и экономичной одновременно. Также поезд оборудован системами динамической стабилизации, которые удерживают его точно на заданной высоте — с отклонением не более нескольких миллиметров.
Проект не ограничивается текущей скоростью. Уже идут работы по достижению планки в 800 км/ч. Это уровень современных реактивных лайнеров, но при этом без взлетно-посадочных полос. Разгон достигается за счет последовательного включения участков магнитного поля вдоль трассы. Аналогично организовано и торможение — вагон замедляется, проходя сквозь области с обратным полем. Полный остановочный путь составляет около 200 м, что впечатляет при таких скоростях.

Интересно, что вся эта система была испытана на трассе длиной всего 1000 м. Для сравнения, классические скоростные полигоны требуют не менее 30−40 км. Китайские инженеры добились высокой точности — скорость и положение поезда отслеживаются с погрешностью до 4 мм. Все это делает возможным отработку технологий на компактных участках, пригодных для использования в густонаселенных районах.
Разработкой занимается научный центр при лаборатории Дунху. Инженерам впервые удалось совместить компактные габариты платформы с высокой надежностью магнитной подвески и мощной электромагнитной тягой. Специалисты считают, что на базе этих наработок в будущем появятся скоростные маршруты между мегаполисами и даже международные трассы. Сейчас главная цель — довести проект до массового использования и адаптировать его под реальные нагрузки.
Новые технологии могут пригодиться и в других сферах: от грузовых терминалов до аэрокосмической отрасли. Сверхпроводящие магниты, примененные в конструкции, уже тестируются в других транспортных системах. Если все пойдет по плану, в ближайшие годы в Китае может появиться первый коммерческий участок с поездами, движущимися быстрее звука. А колеса, дым и шум уйдут на второй план.
Ранее мы писали о том, что в России раскрыли сроки появления беспилотных пассажирских поездов.