
В России разрабатывают перспективный сверхзвуковой пассажирский самолет с принципиально новой архитектурой. Лайнер получит сетчатую структуру крыла и фюзеляжа, вдохновленную природными бионическими принципами.
Новый подход к конструированию авиатехники заимствует принципы у живой природы. Подобно тому, как кости животных и стволы деревьев сочетают легкость с невероятной прочностью за счет оптимального распределения материала, сетчатая структура самолета повторяет эти природные паттерны.
По словам научного руководителя ЦАГИ Сергея Чернышева, новая конструкция напоминает строение живых тканей.
Мы создаем каркас с переменной плотностью — уплотняем сетку в зонах повышенных нагрузок и облегчаем там, где это возможно. Такой подход радикально снижает массу самолета без потери прочности.
Бионический дизайн пришел на смену традиционным стрингерам и шпангоутам. Лабораторные испытания уже подтвердили: сетчатые структуры выдерживают экстремальные нагрузки при сверхзвуковых скоростях. Это позволяет сократить расход керосина за счет снижения веса на 15–20% и теперь лайнер сможет преодолевать до 9 000 километров без дозаправки. Крейсерский режим скорости сохранится на уровне 1.8–2.0 Маха (2 200–2 450 км/ч).
Российская школа авиастроения выходит на новый уровень в материаловедении.
Сейчас проект находится на этапе компьютерного моделирования. Ожидается, что в 2026 году начнутся испытания уменьшенных прототипов, к 2028-му будет готов полноразмерный демонстратор технологий, а серийное производство может стартовать после 2030 года.
Читайте также статью о том, как на Парижском авиасалоне показали составной вертолет S-97 Raider.