
Новый взгляд на сохранившиеся фрагменты статуй знаменитой женщины-фараона Хатшепсут заставляет пересмотреть устоявшееся представление о том, что их разрушение являлось результатом акта поругания. Ученые выснили, что посмертная судьба Хатшепсут оказалась схожей с судьбой предыдущих египетских властителей, пишет Phys.org.
Сегодня древняя царица Хатшепсут считается одной из наиболее выдающихся правительниц Древнего Египта и единственной женщиной-фараоном своего времени, но после кончины она столкнулась с политическими гонениями. В 1920-е годы во время раскопок в районе храма Дейр-эль-Бахри (Луксор, Египет) археологи обнаружили значительное количество разбитых статуй Хатшепсут. Эти находки традиционно интерпретировались как свидетельство жестокой мести ее племянника и приемника Тутмоса III. Тем не менее многие статуи остались в достаточно хорошей сохранности, что вызывает сомнения в гипотезе о целенаправленной ненависти Тутмоса III к Хатшепсут.
По словам ученого Джуна И Вонга из Университета Торонто, общественное восприятие повреждений скульптур Хатшепсут сформировалось под влиянием представления о «разрушенном облике», которое далеко не полно отображает подлинное состояние ее памятников. Большинство статуй сохранилось гораздо лучше, чем принято считать. Черты лица вообще остались почти невредимыми.

Для выяснения реальных мотивов уничтожения статуй Вонг проанализировал ранее неизученные архивы экспедиции 1922−1928 гг., включая дневники, чертежи, фотоархивы и письма участников раскопок. Документы показывают, что большинство повреждений статуй нельзя однозначно связывать с действиями Тутмоса III. Некоторые статуи позже использовались как строительные элементы или инструменты, увеличившие степень повреждений.
Кроме того, повреждения многих статуй носят специфический характер: они ломались именно в слабых местах — шее, талии и коленях. Подобная практика известна в науке как «ритуальная деактивация» изображений, применявшаяся ко многим статуям разных фараонов в течение веков. Следовательно, намерение уничтожить память о Хатшепсут могло иметь религиозные основания, а не выражало личную неприязнь.
Таким образом, полученные выводы свидетельствуют о том, что уничтожение статуй Хатшепсут происходило вследствие ритуальных практик и утилитарного вторичного использования, а не сознательного и целенаправленного разрушительного акта. При этом эксперт признает наличие политической программы против Хатшепсут, влияние которой трудно недооценивать. Он призывает рассматривать поведение Тутмоса III как сложное сочетание ритуального требования и политической целесообразности, а не исключительно проявление личной вражды.
Тем временем в России нашли следы «краски» возрастом 160 000 лет. Подробнее о древней находке рассказали в другом материале Hi-Tech Mail.