
Жены древнеегипетских фараонов упоминаются в хрониках начиная с XII династии (XX-XVIII века до н.э.), но все они находились в статусе «Великой царицы» или «Первой жены царя» (hemet-nesut-weret). Играя важную роль в политике и религии, они оставались в тени супруга-правителя.
Первым достоверным исключением стала Хатшепсут — дочь фараона XVIII династии (1550—1292 годы до н. э.) Нового царства Тутмоса I. Сначала она была Великой царицей при фараоне Тутмосе II (он приходился ей единокровным братом), но после его смерти сначала стала регентом при Тутмосе III (рожден от наложницы Исиды), а затем полностью захватила власть в свои руки, заручившись поддержкой высшего жречества и военной элиты. Впрочем, пасынок-племянник оставался ее соправителем и наследником. В те безжалостные времена это дорогого стоило.
Хатшепсут (дословно «выступающая впереди благородных жен») взяла себе тронное имя Маат-Ка-Ра. Точные сроки ее правления достоверно неизвестны, указывается интервал между 1504 и 1444 годами до нашей эры. Большинство экспертов считают наиболее вероятным промежуток между 1479 и 1458 или 1457 годами до н.э.

Она была самой успешной правительницей Древнего Египта, на полторы тысячи лет опередив гораздо менее удачливую, хотя и знаменитую Клеопатру. Хатшепсут полностью подавила внутренние смуты, расширила торговые пути и возвела грандиозные сооружения, в том числе уникальный для своего времени некрополь в Долине Царей на западном берегу Нила. Однако значительная часть наследия царицы была ревниво уничтожена пасынком-преемником после ее смерти.
Вопрос о том, почему ее яркое правление так тщательно замалчивалось, вызывал множество споров как среди египтологов, так и среди неравнодушной общественности. В новом исследовании, опубликованном в журнале Antiquity, ученый из Университета Торонто Джун Вонг (Jun Wong) утверждает, что до сих пор слишком много внимания уделялось ее полу.
Ранее ученые считали, что Тутмос III (ок. 1481 — 1425 года до н.э.) развязал посмертную кампанию по осквернению ее памяти из мести и ненависти, в том числе потому, что хотел искоренить любое представление о том, что женщина может управлять государством. По мнению Вонга мотивы Тутмоса III были сложнее, и едва ли он зацикливался на недовольстве фактом правления женщины, хотя и мог использовать этот момент для агитации и пропаганды.

Вонг считает, что Тутмос III действительно пытался уничтожить свидетельства достижений Хатшепсут, но его усилия были продиктованы ритуальной необходимостью, стремлением укрепить собственные позиции в глазах элиты. Скорее всего, Тутмос III пытался нейтрализовать славу покойной предшественницы из практических соображений, а не из злобы или гендерной неприязни или детских комплексов. После смерти мачехи он благополучно правил как минимум два десятка лет (скорее всего больше) и оказался не самым бездарным правителем Древнего Египта. Сюжет немного напоминает историю Екатерины II и Павла I, правда последнему на обструкцию покойной матери было отпущено совсем немного времени.
Автор исследования отмечает, что большинство статуй, изображавших Хатшепсут, было повреждено или разрушено не в период правления Тутмоса III, а много позже. Последующие поколения банально стремились использовать их в качестве источника строительных материалов.
Больше узнать о роли женщин в Древнем Египте можно из недавнего материала Hi-Tech Mail.