
В ходе исследования, проведенного немецкими учеными в бассейне Айхштет-Золенхофен, были изучены останки около 4200 ископаемых экземпляров рыбы Tharsis dubius. Палеонтологи обнаружили, что молодые рыбы время от времени безуспешно пытались проглотить белемнитов — головоногих моллюсков, похожих на современных мелких кальмаров. В итоге бедная рыба задыхалась и погибала. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.
Tharsis — вымерший род рыб позднеюрского периода, которые очень часто встречаются в морских отложениях золенхофенского известняка. Бассейн Айхштет-Золенхофен известен своими исключительно хорошо сохранившимися ископаемыми останками, в том числе крабами, аммонитами, морскими лилиями, медузами и, что особенно ценят палеонтологи, археоптериксами. На сайтах для любителей древностей можно встретить множество предложений купить ископаемые останки из Золенхофена.

В конце юрского периода котловина Айхштет-Золенхофен составляла часть внутреннего моря, которое характеризовалось высокой соленостью и низким содержанием кислорода, что создавало непереносимые условия для местной фауны. Дно лагуны было особенно неблагоприятной средой обитания, что приводило к полному отсутствию каких-либо живых организмов. Тем не менее именно в этих мелководных отложениях обычно находят ископаемые останки тарсисов, которые послужили материалом исследования.
Гораздо менее распространенными, но иногда встречающимися в Золенхофене ископаемыми были моллюски-белемниты (род Belemnitida). В бассейне было найдено всего около 120 экземпляров, что делает их довольно редкими по сравнению с останками разных рыб, общее число которых достигает 15 000 особей.
Белемниты — головоногие моллюски юрского и мелового периодов, которые предпочитали жизнь в открытом море и одними из первых исчезли в условиях низкого содержания кислорода. Многие из ископаемых белемнитов, найденных в Золенхофене, обросли оседлыми двустворчатыми моллюсками. Очевидно, они были мертвы и плавали в толще воды, прежде чем их прибило на мелководье, где они опустились на дно.

Единственными известными крупными рыбами, питавшимися белемнитами, были акулы. Благодаря размеру и мощным зубам они могли разгрызть имевшего кальцитный ростр и костяные челюсти моллюска или даже проглотить его целиком. Тарсисам, имевшим в длину 20-30 см, даже мертвый довольно крупный моллюск был явно не по зубам. Однако с героическим упорством древние рыбы пытались справиться с добычей и проглотить белемнитов.
Несмотря на то, что окаменелости лагуны Золенхофен изучаются давно, ранее этот феномен оставался недокументированным. По словам доктора Мартины Кельбл-Эберт, отчасти это может быть связано с огромным количеством окаменелостей, из которых лишь немногие представляют интерес для исследователей.
Основой рациона тарсисов были мелкие беспозвоночные и зоопланктон. Предполагается также, что они питались падалью, высасывая остатки разлагающихся мертвых тканей животных и водорослей, а также субстратом из бактерий и простейших.

Поскольку белемниты, вероятно, были уже мертвы к тому времени, когда до них добрались тарсисы, не исключено, что на их телах росли водоросли, дополнительно привлекавшие рыб. Это могло привести к тому, что тарсис, особенно молодой и неопытный, ошибочно принимал их за безопасную еду. Такие плавающие объекты быстро обрастают водорослями и бактериальным субстратом, поэтому для рыбы они привлекательно пахнут и имеют вкус пищи.
Если кончик тела белемнита помещался во рту тарсиса, то сам моллюск, имевший форму пули, имел больший диаметр, и рыба не могла ни проглотить, ни перекусить, ни выплюнуть добычу. Попытка удалить белемнитов через жабры также оказывалась безрезультатной. Особую проблему представлял твердый ростр, который обычно и застревал в глотке или в жабрах. Смерть неудачливого охотника наступала, вероятно, в течение нескольких часов. Современные наблюдения за рыбами, у которых крупная добыча застряла в глотке, показывают, что дефицит кислорода убивает рыбу не сразу.
Недавно ученые выяснили что многократное попадание на крючок во время спортивной рыбалки на отпуск не вызывает у одомашненного карпа особого стресса. Если десять раз поймали, но все равно выпустили, не стоит переживать.