Ученые Британской антарктической службы (BAS) провели исследование, которое показывает, что роль приливов в образовании айсбергов от шельфового льда в Антарктике ранее недооценивалась. Для оценки этого воздействия они построили модель, которая обнаружила закономерность.

В 2021 году исследователи в Антарктиде заметили гигантские трещины на шельфовом леднике Бранта. Это огромная территория на северо-западе континента. Два года спустя трещина стала настолько большой, что гигантский айсберг, который по размерам в два раза крупнее Нью-Йорка, отделился. Он получил название A-81, и ученые стали за ним пристально следить, а также изучать обстоятельства образования ледяной глыбы, поскольку сохранилась большая база наблюдений в процессе его формирования.

Авторы работы создали математическую модель, которая учитывает природные силы, воздействующие на шельфовые льды. Они пришли к выводу, что A-81, а также другие крупные айсберги откололись под влиянием приливных сил, которые особенно ощутимо на них влияют в весенний период — тогда усиливаются и течения.
Ученые предполагали, что на развитие и формирование трещин в ледниках влияют различные факторы окружающей среды. Обнаружение связи между предсказуемыми приливами и отделением айсбергов дает возможность точнее рассчитывать условия их образования.

Модель сверялась с данными, полученными с помощью GPS и радарных спутников. Ученые наблюдали, что приливы и отливы едва заметно раскачивают шельфовые ледники, создавая области напряжения, которые со временем превращаются в трещины. В моменте прилив и отлив не создают разламывающего эффекта, однако они постоянным раскачиванием «готовят почву» для того, чтобы трещина возникла и разрослась, а потом ледяная гора отделилась.
Усиление погодных аномалий и экстремумов ускоряет процесс отрыва айсбергов. Новая модель теперь может показать, где с большей вероятностью и когда ждать очередного разрыва.
Ранее мы рассказывали, как ученые нашли древние организмы под айсбергом размером с город.

