Как россияне защищаются от кибермошенников: статистика

Узнайте об итогах исследования, проведенного Hi-Tech Mail, Почтой Mail и «Лабораторией Касперского».
пользователь с ноутбуком
Почти половина респондентов умеет распознавать опасные сообщенияИсточник: Unsplash

«Лаборатория Касперского» совместно с Почтой Mail и Hi-Tech Mail провели исследование, чтобы выяснить, как россияне оценивают свой уровень цифровой грамотности в ситуации с кибермошенниками. Опрос проведен в июле 2025 года среди читателей Hi-Tech Mail. В нем участвовали 3996 россиян.

Половина опрошенных (49%) заявили, умеют распознавать фишинговые и скам-сообщения. Некоторые из них допускает, что иногда могут ошибаться. Еще 24% отметили, что способны обнаруживать мошенничество лишь в очевидных случаях.  

Помимо этого, 23% заявили, что слабо разбираются в подобных вопросах безопасности, но стараются быть осторожными. При этом эксперты подчеркивают, что сейчас встречаются настолько сложные схемы, что зачастую выявить их можно только с помощью защитных технологий. 

Также опрос показал, как россияне противостоят фишингу и скаму в электронной почте. Чтобы защититься, 27% опрошенных не переходят по ссылкам и не открывают вложения из сомнительных писем. Критически оценивают входящие сообщения 15%, проверяют адрес отправителя — 10%. 

мошенник с ноутбуком
В интернете много мошенниковИсточник: Freepik

Каждый десятый респондент установил на ПК или смартфон специальную защитную программу. Еще 9% настроили двухфакторную аутентификацию, чтобы усилить безопасность своих аккаунтов.

Некоторые респонденты проверяют ссылку перед переходом на сайт, например наводят на нее курсор, чтобы убедиться, что высветится такой же адрес. Помимо этого, часть россиян проверяет название домена в адресной строке, а также обращается к отправителю письма по другим каналам связи — таким образом пользователи проверяют, что сообщение действительно пришло от него. 

Эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности Роман Деденок отметил, что крайне важно повышать цифровую грамотность и знать об уловках мошенников.

Однако для эффективной защиты от современных почтовых кибергуроз этого может оказаться недостаточно. Например, недавно мы видели довольно убедительные фишинговые рассылки, в которых злоумышленники отправляли сотрудникам организаций персонализированные сообщения под видом инструкций от отдела кадров. Их особенность в том, что мошенники индивидуализировали не только тексты сообщений, но и вложения — так они пытались усыпить бдительность потенциальных жертв. В таких условиях крайне важно применять продвинутые технические средства защиты — это могут быть технологии, реализованные почтовым сервисом, или специальные программы, которые помогут обезопасить корпоративных и частных пользователей от фишинга, скама и вредоносных программ.
Роман Деденок
эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности

Руководитель группы спам-анализа Почты Mail Дмитрий Моряков подчеркнул, что сервис старается максимально обезопасить пользователей. Например, речь идет об определении спама и фишинга с помощью машинного обучения, антиспам-фильтрах и других технологиях.

Однако каждый день нужно оставаться внимательными ко всем входящим сообщениям и совершенствовать свои навыки, чтобы противостоять социальной инженерии. Этот вид фишинга и скама сейчас актуален, как никогда и, к сожалению, ему противостоять довольно тяжело, так как в таких случаях именно человек может либо отразить атаку, либо попасться на уловки злоумышленников.
Дмитрий Моряков
руководитель группы спам-анализа Почты Mail