
Компания OpenAI вновь всколыхнула индустрию развлечений, представив обновление для своего видеоинструмента Sora 2. Новая функция позволяет пользователям загружать видео реальных людей и помещать их в сгенерированные нейросетью сцены. Однако вместо восторга технология вызвала шквал критики и угроз судебных исков от крупнейших студий и профсоюзов.
Поводом для скандала стали демонстрационные ролики, в которых фигурируют цифровые двойники знаменитостей. В одном из них Майкл Джексон делает селфи с Брайаном Крэнстоном, в другом — персонаж Губка Боб оказывается в Овальном кабинете. Для Голливуда это стало красной чертой. «OpenAI необходимо принять немедленные и решительные меры», — заявил Чарльз Ривкин, председатель Ассоциации кинокомпаний. Его поддержали в гильдии сценаристов и профсоюзе актеров.
Суть конфликта сводится к фундаментальному вопросу: кто имеет право использовать цифровые образы актеров и персонажей? Голливуд настаивает, что только правообладатели, а подход OpenAI, по мнению студий, является обычным пиратством.
Десятилетия законодательства об авторском праве не отменялись с появлением новых технологий. Владельцам контента не нужно отказываться от использования их интеллектуальной собственности, — заявили представители Warner Bros. Discovery.
Крупнейшие голливудские агентства по поиску талантов — WME, CAA и UTA — уже направили OpenAI официальные письма, требуя исключить всех своих клиентов из базы данных системы. По их мнению, компания должна не удалять образы по запросу, а получать на их использование предварительное согласие и выплачивать компенсацию.

В ответ OpenAI заняла оборонительную позицию. Вице-президент по медиапартнерству Варун Шетти заявил, что компания «прислушивается к отзывам» и рассматривает технологию как возможность для правообладателей «наладить контакт с фанатами». Генеральный директор Сэм Альтман пообещал ввести более строгий контроль и разработать модель компенсаций, однако конкретных деталей пока не предоставил.
Юристы отмечают, что этот конфликт — классическое столкновение культур. Кремниевая долина с ее философией «двигайся быстро и ломай все» встретилась с Голливудом, где права интеллектуальной собственности являются главным активом.
Сложность в том, чтобы найти баланс между технологическими возможностями и правами, которые уже принадлежат другим, — поясняет Роб Розенберг, бывший главный юрисконсульт Showtime Networks.

Эксперты считают, что резкая реакция студий и агентств может быть стратегией, направленной на то, чтобы заставить OpenAI заключить лицензионные соглашения. Прецеденты уже есть: Disney, Universal и Warner Bros. ранее подавали в суд на китайские компании MiniMax и Midjourney за аналогичные нарушения.
Пока юристы готовятся к битвам в суде, ясно одно: эпоха, когда технологии искусственного интеллекта развивались в правовом вакууме, подходит к концу. Голливуд готов отстаивать свои интересы, а исход этого противостояния определит будущее всего развлекательного бизнеса.
Читайте также нашу статью о том, как российская актриса Елена Яковлева выступила против ИИ-актеров в кино.

