
Ученые Томского государственного университета заняты разработкой нового бронематериала на основе алюминиевого композита. Первичные тесты продемонстрировали превосходство многослойной брони над всеми существующими аналогами по техническим характеристикам, говорится на сайте учебного заведения.
«Наш композит состоит из слоев алюминия и базальта в строго определенной последовательности и обладает достаточной прочностью для замены кевлара — распространенного, но очень дорогого материала для бронежилетов», — объясняет руководитель проекта и старший научный сотрудник лаборатории ФТФ ТГУ Антон Хрусталев.
За счет замены стали или титана на алюминий удается добиться значительного снижения массы брони. Удельный вес алюминия равен 2,7 г/см³, тогда как у титана этот показатель достигает 4,54 г/см³, а у стали превышает отметку в 7,7 г/см³. Использование алюминиевых композитов позволяет уменьшить массу бронежилетов в 2−3 раза, бронетранспортеров — примерно на 30−40%. При замене титановой защиты на самолетах Су-24 и Су-35 экономия составит 300 и 500 кг соответственно.

Предварительные испытания композита при динамических нагрузках подтвердили способность материала обеспечивать уровень защиты, сопоставимый с традиционными материалами, такими как кевлар, титан и керамика, широко применяемыми для производства индивидуальных средств защиты и бронирования военной техники. Однако, по мнению разработчиков, созданный ими слоистый композит обладает существенными преимуществами: он значительно проще и экономичнее в изготовлении, а также отличается меньшим весом.
«По нашим расчетам стоимость одной бронепластины 250×350 мм с классом защиты Бр3 (базовая защита от автоматов) из композита “алюминий-базальт” в 1,5−2 раза ниже, чем у кевларовой того же размера и класса защиты», — добавляет эксперт.
Сейчас отечественные специалисты занимаются изучением итогов проведенных тестов и созданием математической модели, предназначенной для выбора наиболее подходящей структуры композита в зависимости от поставленных целей. Ожидается, что разработанный материал обеспечит широкий спектр уровней защиты — начиная от базового класса Бр1 и заканчивая практически непроницаемой защитой класса Бр6, эффективно противостоящей любому виду стрелкового оружия.
Ранее мы рассказали, что в России появилась нить для 3D-печати деталей летательных аппаратов.

